– Марианна Акиндиновна, не тайна, что еще даже пару годов назад гласили, что Союзное правительство – это формальность. Но вот уже нынче мы лицезреем, какой темп получило возведение Союзного страны. Как босс Консульства Неизменного комитета Союзного страны в Минске скажите, о каком шаге взаимодействия меж странами можно на данный момент излагать? Как в принципе за те 5-ь лет, которые вы работаете в консульстве, изменялась динамика отношений 2-ух стран? И можно ли подробнее сделать остановку на задачках консульства. – Союзное правительство – уникальное интеграционное объединение 2-ух суверенных стран – Беларуси и РФ. При этом взаимодействие развивается по всем фронтам: обеспечение безопасности Союзного страны, формирование объединенных рынков нефти, газа, электроэнергии, одного научно-технического места, единой сельскохозяйственной и промышленной политики, проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере и т.д. Достигнуты реальные итоги. Нам легко завидуют – силе, воле, достижениям. Но сделать ничего не могут, оттого что люди и общество в целом поддерживают проводимый курс. Нам подфартило с сильными фаворитами – президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Это сильные личности, и в мире с ними обязаны считаться. В декабре исполнится 25 лет со денька подписания Контракта о разработке Союзного страны. И мы гордимся союзом наших стран. А что касается недоброжелателей, так они были, есть и будут, потому что им нелегко переносить успехи Союзного страны. Но это их трудности. А мы идем вперед убежденно и уверенно. И не нечаяно 2 апреля – это Денек единения народов Беларуси и РФ, в единстве – наша мощь. Если излагать о нашей работе, то Неизменным комитетом Союзного страны как рабочим органом Высшего муниципального совета Союзного страны и Совета Министров Союзного страны в конечное время точно решается больше задач. На самом деле, Регулярный комитет организует и координирует работу муниципальных органов Беларуси и РФ по всему диапазону задач строительства и развития Союзного страны. Наше консульство в Минске, входящее в состав Неизменного комитета в качестве его структурного подразделения, – принципиальное связывающее звено для организации взаимодействия с отраслевыми и многофункциональными органами Союзного страны, республиканскими органами муниципального управления и другими организациями Республики Белоруссия, Государственным собранием Республики Белоруссия. Консульство Неизменного комитета организует и координирует работу органов муниципального управления и организаций Беларуси в процессе реализации программ, проектов и мероприятий Союзного страны, ведет взаимодействие с ними в процессе решения задач союзного строительства, обеспечивает подготовку заседаний Высшего муниципального совета, Совета Министров Союзного страны, Группы высочайшего уровня и других мероприятий, проводимых на местности Республики Белоруссия. Раз в год утверждается бюджет Союзного страны. Отмечу, что первый раз за время деяния Союзного контракта бюджет Союзного страны в 2024 году был увеличен на 38% и составляет 6,97 миллиардов русских руб.. Из бюджета Союзного страны финансируются программки, проекты и мероприятия Союзного страны. При этом большая часть бюджета идет на финансирование программ Союзного страны, которые представляют собой комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению больших социально-экономических задач государств-участников, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их воплощения. Если излагать о динамике отношений 2-ух стран, то мы лицезреем определенные успехи интеграции, высшую динамику сотворения единых критерий хозяйствования в РФ и Беларуси, рост промышленной кооперации и реализации больших совместных проектов, заслуги в импортозамещении и выстраивании новых логистических цепочек, интенсификацию межрегионального и приграничного сотрудничества, построение общего научно-технологического, образовательного места и соответственного правового поля. В целях экономической безопасности Союзного страны заключен ряд основополагающих договоров и соглашений по главным фронтам сотрудничества – в промышленной, транспортной, научно-технологической, банковской, налоговой сферах. Подписаны базисные межправительственные соглашения о единой промышленной политике, развитии микроэлектронных технологий, проектировании производства электрической компонентной базы, электрического машиностроения, о признании технологических операций и ряд других. Статистические данные показывают рост взаимодействия по всем фронтам. Например, на заседании Высшего муниципального совета Союзного страны, прошедшего 29 января этого года в Санкт-Петербурге, Глава Республики Белоруссия Александр Лукашенко отметил, что по итогам 2023 года Белоруссия и РФ обновили исторический максимум торговли продуктами и услугами, оборот составил $54 миллиардов. Если в 2022-2023 годах главным стимулом роста обоюдного торгового оборота было импортозамещение продукции из недружественных государств, то нынче на 1-ый план выходят новые технологии и обеспечение высококачественного рывка в индустрии и других отраслях экономики. Другой пример: дипломат Республики Белоруссия в Русской Федерации Дмитрий Крутой на заседании Группы высочайшего уровня 12 марта 2024 года проинформировал о работе над 24 большими импортозамещающими вкладывательными проектами. В их рамках запланирован выпуск инноваторской продукции для обеспечения импортонезависимости Союзного страны и технологического суверенитета наших стран. Белоруссия и РФ и далее продолжат уделять первоочередное внимание инноваторским проектам в индустрии. Их реализация запустит новые компетенции сторон, будет содействовать укреплению кооперационных связей, развитию сети совместных сборочных производств. В Республике Белоруссия завершено возведение атомной станции. Это суровый шаг вперед в развитии экономики, научной сферы, в технологическом развитии. В отношении логистики. Практически в 2-ва раза возросла транспортировка грузов через транспортные узлы РФ. На реализацию новых совместных проектов ориентирована решение Высшего госсовета о модернизации жд инфраструктуры стальной дороги северо-запада РФ. Речь идет об увеличении объемов грузов через порты Русской Федерации. И еще самое принципиальное достижение союзной интеграции – равные права людей. В целях углубления интеграционных процессов Русской Федерации и Республики Белоруссия и реализации Контракта о разработке Союзного страны от 8 декабря 1999 года был подписан Декрет Высшего муниципального совета Союзного страны от 4 ноября 2021 года №6 “Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы”. Компетентными муниципальными органами 2-ух государств разработаны 28 союзных программ. Правительства Республики Белоруссия и Русской Федерации провели масштабную работу по их реализации. На нынешний денек полное большая часть мероприятий этих программ почти выполнено. Несколько примеров. Подписан и ратифицирован контракт меж Русской Федерацией и Республикой Белоруссия об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, которым закрепляются обязательства сторон по передаче инфы в интегрированную систему администрирования косвенных налогов, а еще малые ставки налога на дополнительную цена и акцизы. Для обеспечения контроля реализации контракта сотворен коллегиальный орган – Наднациональный налоговый комитет. Постановлением Совета Министров Союзного страны от 8 ноября 2023 года №25 утверждено положение о комитете. В таможенной сфере с 22 ноября 2022 года работает Международный центр для координации работы по управлению рисками, а еще для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций. Меж таможенными службами также налажен обмен электрическими копиями деклараций на продукты и транзитных деклараций на продукты. В макроэкономической сфере 19 декабря 2022 года подписано соглашение меж правительством Русской Федерации и правительством Республики Белоруссия о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Союзного страны и информационном содействии по экономическим вопросам. Документ закладывает базу для неизменного информационного обмена данными о главных макроэкономических показателях и используемых подходах. Осуществляется работа по подготовке прогноза. Какое бы направление деятельности вы ни взяли (транспорт, энергетика, торговля и другие), повсюду достигнуты значимые успехи по сближению позиций и определена перспектива совместной работы в интересах наших стран. Союзное правительство – уникальное интеграционное объединение 2-ух суверенных стран, достигших убедительных фурроров и определенной силы. Итоги выполнения 28 союзных программ были оговорены в процессе заседания Высшего муниципального совета Союзного страны, прошедшего 29 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге. Работа длится. – А можно ли конкретнее поведать о программках, которые были реализованы в последние годы? – Всего с 2000 по 2023 год реализовано больше 80 программ на сумму около 65 миллиардов русских руб. в областях безопасности и обороны, космоса, электроники, фотоники, автомобиле- и сельхозмашиностроения, суперкомпьютерных систем, защиты инфы, материаловедения, медицины и фармакологии, биоинженерии, гидрометеорологии, преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС и ряде других. В том числе в сфере безопасности и обороны Союзного страны (с 2000 года реализовано 19 программ). Реализация программ в сфере обеспечения безопасности и обороны дозволила серьезно починить и усовершенствовать ряд объектов военного предназначения, созданных для обеспечения Региональной группировки войск (сил) Республики Белоруссия и Русской Федерации, ввести в эксплуатацию и оборудовать подразделения границы новыми эталонами технических средств охраны границы и пограничного контроля, вооружения, специальной техники и связи. Проведенные мероприятия сильно повысили способности вооруженных сил и органов пограничной службы для выполнения задач по назначению. Также, можно излагать о 7 программках в сфере космоса. Их реализация дозволила сотворить новые эталоны бортовой служебной и специальной аппаратуры для галлактических аппаратов, новейших инноваций управления орбитальной группировкой, приема, обработки и распространения данных от галлактических аппаратов, обеспечивающих наблюдение земной поверхности и околоземного галлактического места, делать ряд других задач. К примеру, в итоге реализации программки “Мониторинг-СГ” (2013-2017 годы) сотворено больше 100 средств, технологий и программных комплексов в интересах увеличения надежности, работоспособности и живучести компактных галлактических средств дистанционного зондирования Земли; получено около 80 результатов умственной деятельности, включая изобретения, полезные модели, программки для ЭВМ и секреты производства. В текущее время НАН вместе с Роскосмосом прорабатывают вопрос формирования программки Союзного страны по адаптации и запуску малых галлактических аппаратов. В сфере электроники и микроэлектроники реализовано 18 программ. Так, в рамках программки “Прамень” (2011-2015 годы) сотворено больше 60 образцов изделий микроэлектроники, оптоэлектроники и СВЧ-электроники новых поколений специального и двойного внедрения; создано 150 комплектов конструкторской и технологической документации; получено 100 патентов и других объектов умственной принадлежности. По итогам программки “Автоэлектроника” (2016-2020 годы) разработана документация, по которой будут сделаны электрические составляющие последнего поколения, дозволяющие создать современные системы управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного предназначения: блоки управления движками, сенсорные информационные панели, радиолокационные системы предотвращения столкновений, системы обеспечения курсовой стойкости и ряд других. 8-мь программ реализовано в сфере медицины и здравоохранения. К примеру, в рамках программки “Спинальные системы” (2017-2020 годы) разработаны современные хирургические технологии и сделаны эталоны новых спинальных систем, дозволяющие вылечивать деток с тяжелейшими прирожденными деформациями и повреждениями позвоночника. Аналогов этой российско-белорусской разработке в мире нет. Еще 1-но направление – индустрия и сельское хозяйство. В этой сфере реализовано 17 программ. Так, в рамках программ “Дизель-1” (1998-2001 годы) и “Дизель-2” (2005-2008 годы) разработаны конструкции семейств грузовых автомашин и дизельных движков Евро-2, Евро-3 и Евро-4. Результатом программки “Союзный комбайн” (2006-2009 годы) стала разработка 16 принципно новых образцов сельхозтехники, технологические решения защищены больше чем 20 патентами на изобретение. Результатом программки “Комбикорм” (2018-2021 годы) стало создание технологий, позволяющих уменьшить цена комбикормов, применяемых при производстве товарной продукции рыбоводства, пушного звероводства и животноводства на 10-15%, повысить привес ценных пород рыб на 10-12%, пушных животных – на 12-17%. Преимущество еще 13 программ в рамках союзных договоренностей реализовано в других областях. – Естественно, работа будет продолжена. Для углубления интеграционных процессов Русской Федерации и Республики Белоруссия стороны разработали и 29 февраля 2024 года утвердили Главные направления реализации положений Контракта о разработке Союзного страны на 2024-2026 годы. Данный документ стал программным на очередной 3-х летний цикл развития Союзного страны. Главные направления на 2024-2026 годы призваны сблизить позиции и нормативную правовую базу сторон в целях развития совместного экономического потенциала, сотворения объединенной транспортной и энергетической систем, проведения согласованной налоговой политики по вопросам, представляющим двусторонний энтузиазм, по сотрудничеству в таможенной сфере, а еще в целях проведения согласованной политики в социальной и культурно-гуманитарной областях. Выполнение мероприятий, спланированных в главных направлениях, организуется главами правительств Беларуси и РФ, а итоги их докладываются президентам 2-ух стран на заседаниях Высшего муниципального совета. – На каких программках акцент будет изготовлен в этом, 2024 году? – В 2024 году реализуются 7-мь программ Союзного страны. Общая сумма их финансирования в сегодняшнем году из бюджета Союзного страны составляет около 2,5 миллиардов русских руб.. В том числе это программки: 1. Разработка умственных сверхтехнологичных цифровых и электрических компонент систем для автотранспортных средств специального и двойного предназначения (“Интелавто”) (2022-2025 годы). 2. Разработка многообещающих базисных технологических процессов получения многофункциональных материалов, структур, компонент и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве (“Компонент-Ф”) (2022-2026 годы). 3. Разработка базисных частей орбитальных и наземных средств в интересах сотворения многоспутниковых группировок малоразмерных галлактических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного галлактического места (“Комплекс-СГ”) (2022-2026 годы). 4. Развитие пограничной безопасности Союзного страны на период 2023-2027 годов. 5. Усовершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ(с) на период 2023-2027 годов. 6. Обновление объектов тылового обеспечения, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ(с) на период 2023-2027 годов. 7. Программка совместной деятельности РФ и Беларуси в рамках Союзного страны по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в итоге катастрофы на Чернобыльской АЭС. В текущее время в высочайшей степени готовности находится разработка 7 новых программ Союзного страны в областях космоса, больших технологий, сельского хозяйства и защиты информационных ресурсов Союзного страны. Их реализацию подразумевается начать с 2025-2026 годов. Для облегчения процесса разработки и согласования программ Союзного страны в 2022 году по инициативе Неизменного комитета были внесены конфигурации в порядок разработки и реализации программ и проектов Союзного страны. Сокращено кол-во бюрократических процедур, сроки подготовки, согласования и утверждения программ Союзного страны. Сняты ограничения на сферы реализации проектов Союзного страны, которые раньше могли проектироваться исключительно в области образования и культуры. – Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на базе объединения их вещественных и умственных потенциалов, выскажемся так, – обобщенная цель Союзного страны. Это все подразумевает активное сотрудничество Беларуси и РФ в политической, экономической, социальной и других областях и, естественно, обеспечение равных прав людей. На ваш взор, как удалось претворить в жизнь такие подходы? – Точно, обеспечение равных прав и свобод людей Республики Белоруссия и Русской Федерации является 1-й из основополагающих задач и приоритетным направлением деятельности Союзного страны. Органами Союзного страны, органами гос власти и управления Республики Белоруссия и Русской Федерации проводится планомерная работа по обеспечению равных прав людей Союзного страны. Эти вопросы постоянно рассматриваются на заседаниях Совета Министров и Высшего муниципального совета Союзного страны. Можно утверждать, что в сфере обеспечения равных прав людей Белоруссия и РФ продвинулись далее всех стран, имеющихся на постсоветском пространстве. Развивается нормативная правовая база, регулирующая равенство прав наших людей как методом принятия союзных нормативных актов, так и методом заключения двухсторонних договоров. Напомню, что юридический основой для обеспечения реального равенства прав людей Беларуси и РФ вместе с Контрактом о разработке Союзного страны является Контракт меж Республикой Белоруссия и Русской Федерацией о равных правах людей от 25 декабря 1998 года, а еще подписанные в 2006 году двухсторонние соглашения по важным сферам обеспечения равных прав людей, позволившие позволить ряд более острых заморочек, возникавших при реализации гражданами собственных прав в сфере социально-трудовых отношений, здравоохранения, налогообложения и передвижения. Де-факто этими документами определен порядок реализации главных штатских и соц прав людей Союзного страны, закреплены механизмы их обеспечения со стороны стран – участников Союзного страны. Можно устанавливать, что равные права людей на трудоустройство и оплату труда, роль в хозяйственной деятельности, реализацию пенсионных прав людей, предоставление мед помощи, образование, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях Беларуси и РФ действительно обеспечиваются. Так, на нынешний денек решены почти все вопросы в сфере обеспечения равных прав на трудовую деятельность и связанные с ней социально-трудовые гарантии (по оплате труда, режиму рабочего времени, охране и условиям труда). Взаимно признаются трудовые стажи, в том числе стаж работы по специальности. Решены вопросы предоставления гражданам Беларуси и РФ пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Урегулированы вопросы общественного и пенсионного обеспечения. В сфере пенсионного обеспечения равные права людей Беларуси и РФ реализуются в рамках Контракта меж Республикой Белоруссия и Русской Федерацией о сотрудничестве в области общественного обеспечения от 24 января 2006 года. Налаженный механизм взаимодействия компетентных органов Республики Белоруссия и Русской Федерации по осуществлению контракта позволяет гражданам, не выезжая в правительство, где они работали, оформлять и получать пенсию от этого страны по месту собственного жительства. Обеспечиваются равные права при предоставлении других социально-правовых гарантий. В рамках сотворения одного миграционного места отменен разрешительный порядок найма на работу, на людей Беларуси и РФ не распространяется требование неотклонимого наполнения миграционных карт. Факт принадлежности лица к гражданству Республики Белоруссия либо Русской Федерации является основанием для получения вида на жительство без учета срока временного пребывания и проживания. В сфере здравоохранения поочередно осуществляются меры, обеспечивающие сближение, интеграцию и увеличение эффективности деятельности имеющихся моделей здравоохранения в Русской Федерации и Республике Белоруссия. Граждане 1-го страны (Беларуси либо РФ), всегда и временно живущие на местности другого страны, имеют равные права на получение бесплатной мед помощи в полном объеме. Всем гражданам Союзного страны скорая и неотложная мед. подмога оказывается на безвозмездной базе. Также, с 1 января 2017 года граждане Беларуси, временно пребывающие и работающие на местности Русской Федерации, получили право на бесплатное предоставление мед помощи на основании полиса неотклонимого мед страхования. В рамках формирования общего образовательного места Союзного страны обеспечивается реализация прав людей 2-ух государств на доступное и высококачественное образование на всех уровнях основного, дополнительного и специального образования. Взаимно признаются документы об образовании, ученых степенях и званиях. Сформирована нормативная база и приняты согласованные меры по организации вступительных кампаний в учреждениях высшего образования РФ и Беларуси, которые позволяют гражданам Союзного страны поступать на равных критериях в университеты 2-ух государств для обучения по всем программкам подготовки. Необходимо подчеркнуть, что Неизменным комитетом Союзного страны вместе с заинтересованными муниципальными органами сторон осуществляется мониторинг государственных законодательств РФ и Беларуси, регулирующих права людей, а еще исследование практики внедрения государственных законодательств и интернациональных договоров, регламентирующих данную сферу. В целях своевременного выявления проблемных вопросов в сфере равных прав людей при Неизменном комитете Союзного страны сотворена совместная междуведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав людей Беларуси и РФ под управлением муниципального секретаря Союзного страны Дмитрия Мезенцева, в состав которой входят представители заинтересованных органов муниципального управления Беларуси и РФ, Секретариата Парламентского собрания Союза Беларуси и РФ, Неизменного комитета Союзного страны. В будущем работа в сфере сближения законодательства в целях обеспечения равных прав людей 2-ух государств будет продолжена, что предусматривается в том числе Основными направлениями реализации положений Контракта о разработке Союзного страны на 2024-2026 годы, утвержденными Декретом Высшего муниципального совета Союзного страны от 29 января 2024 года №2. – Очень принципиальная как для нашей страны, так и для РФ тема сохранения памяти. Не охото в очередной раз выделять внимание на том, что очень многие страны Запада на данный момент стремятся перезаписать историю, в том числе историю 2-ой мировой. Но мы, белорусы, как раз знаем – из рассказов собственных отцов, дедов, прадедов, – кто в реальности одержал победу над нацизмом, заплатив за свою свободу очень дорогую стоимость. В текущем году исполняется 80 лет со денька освобождения Беларуси. В 2020-м реализованы 2-ва важных союзных проекта, приуроченных к 75-летию Победы в Величавой Российскей войне: в Тверской области РФ сотворен Ржевский памятник русскому бойцу, а на местности Беларуси проведены основательный ремонт, восстановление и музеефикация сооружений Брестской крепости. Планируются ли какие-то совместные проекты к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков? И, если можно что-то поведать, к 80-летию Величавой Победы? – Величавая Российская война – это общая страничка нашей истории, и Беларуси, и РФ, и всех тех стран, которые входили в состав СССР. К счастью, у нас память о геройском прошедшем наших протцов хранят не только лишь в семьях, да и на уровне муниципальном. Напомню, на заседании Высшего муниципального совета Союзного страны, который состоялся 29 января этого года в Санкт-Петербурге, утвержден разработанный Неизменным комитетом Союзного страны план мероприятий Союзного страны на 2024 год, посвященных 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Данный определенный основной документ предугадывает широкий ряд общих мероприятий на территориях Беларуси и РФ – общественно-политических, культурно-массовых, образовательных, информационных, издательских, выставочных и многих других. Как отдельные примеры можно привести планирующуюся презентацию 22 июня в Брестской крепости новейшей книжки из серии “Библиотека Союзного государства” под рабочим заглавием “Операция Багратион”, гала-концерт 3 июля в Минске у обелиска “Минск – город-герой”, проведение во 2-ом полугодии Форума Союзного страны “Россия и Беларусь: общая история, общая судьба” и так дальше. Определенно, что и мероприятия, проводимые в 2024 году за счет бюджета Союзного страны, будут в той либо другой мере связаны с этой знаменательной датой. Из средств союзного бюджета будут также финансироваться и новые проекты. В текущее время на рассмотрении Совета Министров Союзного страны находится проект постановления об утверждении проекта “Капитальный ремонт, реставрация, реконструкция, музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе “Брестская крепость-герой”, рассчитанного на 2024-2026 годы. По сути, это продолжение планомерной работы по сохранению историко-культурного наследия Беларуси и России. Так, в ходе выполнения 16 мероприятий аналогичного проекта в 2018-2020 годах в Брестской крепости созданы 5 новых экспозиционных объектов, на 40% увеличилось количество экспонируемых предметов музейного фонда мемориального комплекса, внедрены 3 новых экскурсионных маршрута и многое другое. – А можно подробнее рассказать о новом проекте по ремонту и реставрации сооружений Брестской крепости? – Основной целью реализации нового проекта также является сохранение памяти о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом и недопущение попыток фальсификации истории. Предусмотрено выполнение следующих основных задач: сохранение объектов историко-культурного наследия на территории комплекса “Брестская крепость-герой”, расширение доступа населения к культурным ценностям, создание новых мемориальных зон, расширение видов культурно-образовательных мероприятий и формирование досуговых возможностей. Всего новым проектом предусмотрена реализация 11 мероприятий, в том числе капитальный ремонт на таких знаковых объектах, как главный монумент “Мужество”, главный вход “Звезда”, других объектах. На реализацию проекта за счет средств бюджета Союзного страны планируется навести практически 500 миллиона русских руб., в том числе больше 70 миллиона русских руб. в этом году. Роль Неизменного комитета в деле сохранения общего исторического наследства – одна из главных целей и задач в нашей работе. И в РФ, и в Беларуси память о Величавой Российскей войне священна. Наш долг – сохранять наследство общей Победы и передать эстафету исторической памяти молодежи. А Брестская крепость – это наш единый знак подвига и героизма русского народа, наш единый знак Величавой Победы. .
– Какие перспективы в наиблежайшие годы? Будет ли продолжена работа по совместным программкам?
