Свежие новости
Как работает абонемент в спортзал и что важно знать перед покупкой Названо возможное место прощания с Иваном Краско Внебрачный сын и инсценированная смерть: какие слухи ходят вокруг Мавроди Минпросвещения утвердило сроки нового учебного года в России Для “Госуслуг” введут новые строгие стандарты качества

Рассказываем, как при помощи мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

Двигаться по новейшей и ровненькой дороге – 1-но наслаждение и для водителей, и для пассажиров. Можно разгоняться, отважно шагать на обгон, не боясь, что колесо влетит в яму. Уже к концу года так будет на части трассы, соединяющей столицу с Витебском. Но еще до лета 2023-го перспектива таковой поездки вызывала у водителей глубочайший вздох: древнее, латаное-перелатаное шоссе…

Проверяем, как строят дороги, в том числе новейшую М3, о которой Глава упомянул на прошедшем в апреле Всебелорусском народном собрании: “Мы связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Трасса Минск – Полоцк – Витебск является завершающим (проектом. – Прим.  ред.). Думаю, в ближайшие годы мы это сделаем, даже год. Все это – наш общий успех”.

Горячие рабочие дни дорожников

Возведение на участке 41-56 км трассы Минск – Витебск началось в июле 2023-го. Завершение работ запланировано на december 2024-го. В районе Плещениц новейшую бетонку состыкуют с уже имеющейся.

Нынче на дороге вовсю бурлит работа. В одном месте делают базу для нового полотна, в другом на нее укладывают 1-ый слой бетона, в 3-ем – поверх него технический слой асфальта. Одномоментно облагораживают склоны параллельно шоссе. Дорогу не постоянно строят линейно, местами из-за логистики – в шахматном порядке. Техника на объекте в непрерывном движении, меж ней снуют загорелые рабочие и инженеры. Строители говорят, что новейшую дорогу неделю вспять уже попробовали проверить на надежность – это оказался медведь, который шагнул на невысохший бетон и оставил след.

Полотно шириной больше метра делают по белорусской технологии. На основание из гравийно-песчаной консистенции укладывается 14 см “тощего” бетона, потом 3 см – песочного асфальтобетона, свыше еще 24 см “тяжелого” бетона, по которому и будут ездить автомашины.

В нескольких 10-ках км от М3 близятся к окончанию работы на трассе Р53 с 13 по 27,5 км (Смолевичи – Жодино). Строители объясняют: технологии, применяемые на М3 и Р53, – схожие, отличие разве что в марках применяемой техники. На Р53 “трудится” бетоноукладочный комплекс, который обслуживают 12 человек. Работы на трассе начались в августе 2022 года. В июле 2024-го их планируют завершить. На готовых участках уже наносят разметку, идет благоустройство – изготовлено 15 новых павильонов для остановочных пт.

– Разработка строительства дорог из цементобетона возрождена в Беларуси в 2014 году, когда началось возведение 2-ой кольцевой, – объясняет подменяющий начальника Филиала ДСУ № 43 ОАО “СМТ №8” Жора Антохи. – Тогда же закупили 2-ва бетоноукладочных комплекса. Один из их – Gomaco, который употребляется для укладки полотна на трассе Р53. Ранее с его помощью укладывали цементобетон на трассе М3, на 2-ой кольцевой, на 2-ой взлетно-посадочной полосе Государственного аэропорта Минск. В позапрошлом году работали на возведении объекта “Аэродром Левашово” в Санкт-Петербурге. Россияне остались очень довольны, у их таковой техники нет. За 10 лет при помощи комплекса уложили порядка 850 тыс. кубов цементобетона.

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

Скорость укладки у Gomaco в среднем 1-1,5 метра дорожного полотна за минуту. За день выходит практически полкилометра! Основное, чтоб погода не вмешивалась: не слабый дождик либо холод мешают цементобетону схватываться.

Смесь для полотна готовят рядом. Около трассы Р53 поставили мобильный цементный завод. Цементобетон оттуда оперативно привозят на место, распределяют и уплотняют при помощи бетоноукладчика. Потом в ход идет текстуровщик, придающий покрытию ребристую поверхность. Когда полотно набирает надежность, прорезают швы, в которые заливают мастику. Гарантия на такое покрытие из цементобетона – 10 лет.
У мобильного завода эффективность до 240 куб.м консистенции в час. При наибольшей нагрузке белорусские строители дорог выдавали на нем до 2 тыс. куб.м за смену, которых хватало, чтоб уложить больше километра полотна. По мере надобности завод можно разобрать, перевезти на свежее место и собрать поновой. На это уходит порядка 2-ух недель.

Вернули ко Деньку Победы

Не много выстроить дорогу, нужно содержать ее в неплохом состоянии – к примеру, заниматься ямочным ремонтом. Эта обязанность закреплена за облисполкомами.

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

– Глава Беларуси 11 марта этого года поставил задачку вернуть дороги в стране до 9 Мая, – напомнил подменяющий председателя Минобл­исполкома Виктор Рагусский.

По инициативе председателя Миноблисполкома Александра Турчина все районы в рамках месячника по благоустройству и озеленению с марта постоянно проводили субботние акции по ремонту улично-дорожной сети, в том числе с привлечением разных компаний. На благоустройство улиц выходило больше 100 единиц техники сельхозпредприятий, строй и дорожных организаций – юзеров дорожной сети. Велись работы по грейдированию, выравниванию и подсыпке гравийных и грунтовых улиц и дорог после окончания зимнего периода. Участники акции не только лишь восстанавливали дорожное покрытие, да и высаживали деревья, кусты.

Порядок наводили и на дворовых территориях, при этом подключались и местные обитатели. Им выдавали инструменты и материалы – каждый мог внести доступный вклад в общее дело.

– Когда погодные условия стали лучше, мы очень использовали силы специализированных организаций, применяли разные технологии, которые можно применять в удачный период для проведения ямочного ремонта асфальтных покрытий, – подчеркивает Виктор Рагусский.

Так к 9 Мая на улицах населенных пт устранили ямочность на общей площади 24,6 тыс. кв.м, стопроцентно перетянули асфальт на 41,5 км, спрофилировали 5,7 тыс. км гравийных и грунтовых улиц. Числа всегда вырастают, оттого что работы проводятся беспрерывно.
Ко Деньку Победы преобразились также местные и республиканские автодороги: ликвидировано больше 182 тыс. кв.м ямочности, сплошным покрытием заасфальтировано 172 км.

– До 9 Мая также выполнен комплекс работ по подготовке автодорог к летней эксплуатации, в том числе по нанесению дорожной разметки и покраске дорожных частей на улицах и дорогах, улучшению дорожной инфраструктуры. Все плановые работы выполнены в установленные сроки, – отмечает подменяющий председателя Миноблисполкома.

Откуда тогда берутся жалобы водителей на ямы?

– Остаются участки улиц и дорог с ямочностью, которые видны. На их проводить работы по кропотливой ликвидации ямочности финансово нецелесообразно, потому в наиблежайшие месяцы там будет проведена полная смена асфальтового покрытия, – подчеркивает Виктор Рагусский. – В текущем году на республиканских и местных дорогах планируется стопроцентно переасфальтировать порядка 900 км дорог, и еще не наименее 240 км улиц в городках и сельских населенных пт. На этих участках ликвидируется только критичная ямочность.

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

То же самое с элементами обстановки и дорожной инфраструктуры: на данный момент их не красят, оттого что в течение одного-двух месяцев они будут изменены.

– Планы на данный год у дорожников очень огромные, – отмечает подменяющий председателя Миноблисполкома. – Общая сумма средств, выделенных из бюджета Минской области на текущий ремонт улично-дорожной сети, в этом году составляет минимум Br46 миллиона, на ремонт местных авто дорог – не наименее Br260 миллиона.

Он отмечает, что при ремонте и граждане могут денежно участвовать в государственно-частном партнерстве с обладателями улично-дорожной сети. В каждом определенном случае данный вопрос рассматривается персонально. Построить новейшую дорогу в собственном населенном пт также можно, но по согласованию с местными органами власти и соблюдением всех технических норм и правил.

Бетон либо асфальт?

В Министерстве транспорта и коммуникаций уточняют, что в последние годы увеличению свойства авто дорог уделяется существенное внимание:

– Объемы финансирования и, также, объемы работ по их ремонту и реконструкции значительно увеличены. Реализация гос программки “Дороги Беларуси” за 2021-2023 годы признана действенной. В 2023-м авто дорог республиканского и местного значения отремонтировано в 1,5 раза больше, чем в 2022-м, это больше 3 тыс. км. В сегодняшнем году планируется починить уже больше 5 тыс. км дорог.

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

В министерстве объясняют, что средняя цена реконструкции 1 км автодороги I категории находится в зависимости от покрытия. Асфальтобетонное обходится в Br9,93 миллиона, цементобетонное – Br10,39 миллиона. А средняя цена капремонта 1 км авто дороги равна Br2,14 миллиона, текущего ремонта 1 км автодорог республиканского значения – порядка Br0,35 миллиона, местного значения – Br0,27 миллиона.

– Практика указывает, что в всех погодных критериях и при всякий интенсивности движения цементобетонное покрытие является больше долговременным, чем асфальтобетонное, – пояснили в Минтрансе. – Но его устройство не постоянно является финансово целесообразным.

Сначала цементобетонное покрытие используется при строительстве новых дорог и реконструкции имеющихся – расширении их до 4 и больше полос. Другими словами в тех случаях, когда есть возможность сброса движения транзитного транспорта на примыкающие полосы на время набора прочности устроенного покрытия, а это практически месяц.

– Укладывать цементобетон на двухполосных автодорогах при невозможности сброса движения нецелесообразно, потому что требуется устройство временных объездов, что сильно наращивает цена работ. В таких случаях предпочтение отдается асфальтобетону, – отмечают в Министерстве транспорта и коммуникаций.

До реконструкции всякий автодороги определяется финансовая уместность того либо другого типа покрытия. При похожих ценовых показателях предпочтение отдается цементобетонному.

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

– Объемы строительства дорог с цементобетонным покрытием в последние годы растут, – докладывают в Минтрансе. – Так, в согласовании с Гос программкой “Дороги Беларуси” в этом году планируется восстанавливать 63 км республиканских дорог, из которых 30 км будут иметь покрытие из цементобетона.

Александр Лукашенко, из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания: “Что важно: за три десятилетия мы почти в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в полтора раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 года составил почти 80 тысяч километров. Мы связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Трасса Минск – Полоцк – Витебск является завершающим (проектом. – Прим. ред.). Думаю, в ближайшие годы мы это сделаем, даже год. Все это – наш общий успех”.

В Министерстве транспорта и коммуникаций рассказали, что средняя цена реконструкции 1 км авто дороги I категории находится в зависимости от покрытия. Так, асфальтобетонное покрытие обходится в Br9,93 миллиона, цементобетонное – Br10,39 миллиона. А средняя цена серьезного ремонта 1 км авто дороги равна Br2,14 миллиона.

Леша ГОРБУНОВ,
фото – Рамиль НАСИБУЛИН,
газета “7 дней”.

Опубликовано: 23 мая 2024