Анонсы темы “Проект “Оплота мужества” и газеты “7 дней” “Документы были ненадежны, но она решила рискнуть”. Чем Вера Хоружая занималась в оккупированном Витебске О Суражских воротах знал даже Сталин. Кому в годы войны удалось спастись благодаря дороге жизни В годы Великой Отечественной войны жители сотен белорусских городов и сел сражались с врагом, приближая Победу. Особо отличились 36 населенных пунктов, впоследствии награжденных вымпелами “За мужество и устойчивость в годы Величавой Российскей войны”. Этот знак отличия учрежден 6 октября 2004 года Указом Президента Беларуси Александра Лукашенко к 60-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. За каждой из 36 цитаделей мужества стоит удивительная история храбрости, героизма и веры в одну на всех Победу.

Лукашенко наградил девять населенных пунктов Беларуси вымпелом за мужество и стойкость в годы войны
Об этом мы расскажем в нашем новом проекте, посвященном 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Десятый населенный пункт в списке – Любань.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

В наши дни добраться до острова Зыслов – урочища на стыке Минской, Гомельской и Могилевской областей – не составит труда. На протяжении 40-километрового пути от Любани до места назначения то и дело встречаются памятные знаки, мемориалы и таблички, рассказывающие о героизме здешних партизан. Но 80 лет назад дела обстояли иначе: окруженный топкими болотами, этот клочок суши в глубине леса считался неприступным, за все годы оккупации сюда не ступала нога гитлеровца. Именно на остров Зыслов, в тыл врага, в ночь с 21 на 22 сентября 1942 года приземлился первый советский самолет. Воздушный мост просуществовал до самого освобождения Беларуси.

Мирных жителей убивали электрическим током

Перед войной Любанский район гремел на всю республику: здесь родилась большая белорусская мелиорация, успешно работало несколько предприятий, действовало  около полусотни колхозов. Один из них – имени Белорусского военного округа – в 1940-м даже наградили орденом Ленина! В тот же год появился на Любанщине и свой Герой Советского Союза. Это высокое звание Павел Олейников заслужил за проявленные отвагу и героизм во время Советско-финляндской войны. Все изменила Великая Отечественная…

Первые фашисты на территории района появились в конце июня 1941 года, а уже к осени райцентр превратился в немецко-полицейский гарнизон. Комендатура разместилась в здании бывшего райисполкома. В августе около 150 мужчин еврейской национальности от 14 до 80 лет вывезли в район деревни Дубники и там расстреляли. Действовало в Любани и гетто, евреев держали за колючей проволокой до 4 декабря 1941 года. Долгое время считалось, что в этот зимний день всех их расстреляли. Но несколько лет назад стало известно, что любанских евреев ждала куда более страшная участь.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

– Благодаря воспоминаниям жителя Израиля Зиновия Кнеля мы узнали, что людей из гетто не расстреляли, а убили с использованием электрического тока, – говорит старший научный сотрудник Любанского музея народной славы Антонина Симонова. – Утром 4 декабря евреев из гетто вывели на окраину поселка и группами ставили на металлический щит. Ток подавался от установленного рядом генератора, который люди поначалу ошибочно приняли за трактор. Сам Зиновий выжил благодаря тому, что на ногах у него были резиновые галоши. Он добрался до своего дома и спрятался там, а после соседи помогли ему уйти к партизанам.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

Даже после публичных казней борьба не прекратилась

Антонина Симонова отмечает важную географическую особенность Любанщины: линия, которая проходит по населенным пунктам Любань – Засмужье – Дунцы, делит район на две части. Северо-западная захватывает южную окраину Слуцкого лессовидного плато и представляет собой повышенную местами холмистую равнину. Южная же, являясь самой северной точкой Припятского Полесья, покрыта дремучими лесами и непроходимыми болотами. Эту территорию начиная с 1941 года и контролировали партизаны.

Как и в других районах БССР, в Любанском с началом войны приняли решение оставить на местах руководящую партийную тройку: начальника милиции Николая Ермаковича, председателя райисполкома Андрея Луферова и начальника межрайонного отдела НКВД Евстрата Горбачева. Именно они при содействии местных жителей проводили эвакуацию материальных ценностей и занимались организацией партизанской борьбы.
7 июля 1941-го ЦК КП(б)Б принял постановление, согласно которому на оккупированную территорию Любанщины направили группу секретарей и членов Минского подпольного обкома КП(б)Б во главе со вторым секретарем Василием Козловым. Выдвинулась сюда и диверсионная группа из 16 человек под руководством председателя Кривичского райисполкома Александра Далидовича. Достигнув места назначения, диверсанты развернули активную боевую деятельность. Объединившись с местными патриотами и попавшими в окружение красноармейцами, группа быстро выросла в партизанский отряд. К концу 1941 года на Любанщине действовали также отряды имени Громова, Доватора и Чапаева.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

– Наши люди с первых дней войны начали оказывать отпор врагу. К примеру, группа под командованием местного жителя Афанасия Прушака в свой первый бой с карателями вступила уже летом 1941 года. К сожалению, для нескольких сопротивленцев он стал последним. Сам Прушак был зверски казнен. Построив в его родной деревне виселицу, фашисты публично повесили его – в назидание жителям, которые захотят помогать партизанам, – приводит ужасающий факт Антонина Симонова и добавляет: – Но всенародную волну сопротивления на Любанщине было уже не остановить.

В тылу врага заработала советская школа

Неоспоримый факт: первые партизанские группы, в дальнейшем ставшие отрядами, тесно сотрудничали с местным населением.

– Сегодня можем смело утверждать, что активная боевая деятельность народных мстителей была бы невозможна без постоянной поддержки мирного населения. Люди принимали оказавшихся в окружении красноармейцев, кормили их и переодевали в гражданскую одежду, а после указывали путь на Загальщину – туда, где формировалась партизанская зона, – рассказывает Антонина Симонова. – До войны председателем Загальского сельсовета был Степан Корнеев – человек, пользовавшийся непререкаемым авторитетом. Собрав своих земляков, он заявил, что с оружием в руках они будут охранять Загалье. И люди пошли за ним.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

Деревня Загалье – уникальный населенный пункт. Здесь, в глубоком тылу врага, советская власть не переставала действовать. А с 1 октября 1942 года открылась и партизанская школа, которую посещали 110 детей. Четыре молодые учительницы не только обучали ребят грамоте, но и разучивали с ними стихи и песни для выступлений перед ранеными партизанами в госпиталях.

Первую крупную операцию любанские партизаны провели в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года. Тогда в райцентре был разгромлен немецко-полицейский гарнизон, враг понес большие потери. Народные мстители захватили оружие, боеприпасы, продукты питания, одежду.

Фашисты приняли партизан за регулярные части Красной армии
Недалеко от деревни Загалье находился остров Зыслов – урочище в лесу среди топкого болота. Попасть туда можно было только по узким тропкам, о которых знали лишь единицы. Когда летом 1941 года встал вопрос выбора места для дислокации руководящих органов партизанского и подпольного движения на юге Минщины, ставку сделали именно на этот участок.

Поначалу на острове базировался партизанский отряд Далидовича, при котором действовал Любанский райисполком. Позже сюда прибыли подпольные областной и районный партийные органы. А с ноября 1941 года на Зыслове разместился штаб партизанского движения Минской области во главе с секретарем Минского подпольного обкома КП(б)Б Василием Козловым.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

– Зимой 1941–1942 года состоялся рейд партизанских отрядов по разгрому немецко-полицейских гарнизонов, руководил которым Василий Корж. В результате боевых действий удалось разгромить огромное количество немецких полицейских гарнизонов, захватить оружие и боеприпасы. Фашисты были уверены, что в тылу действуют регулярные части Красной армии. Они и подумать не могли, что все это дело рук народных мстителей, – отмечает старший научный сотрудник Любанского музея народной славы. – Но главное, что тогда была сформирована Любанско-Октябрьская партизанская зона, одна из крупнейших в БССР. Центром ее стала деревня Загалье. На территории 418 населенных пунктов восстановили советскую власть, из 12 довоенных сельсоветов 9 продолжили работу.

Сюда не ступала нога гитлеровца

К лету 1942 года партизанское движение набрало огромную силу: на эту территорию прибыли шифровальщик и радист, была налажена радио­связь с Москвой. В центральный штаб партизанского движения полетели донесения с просьбой помочь с вооружением и взрывчаткой. Самолеты сбрасывали ценные грузы на парашютах, но посылки с Большой земли то приземлялись в топкие болота, то зависали на ветках высоких деревьев. Тогда принимается смелое решение строить собственный аэродром!

– Руководил строительством стрелок штурмовой 23-й авиадивизии Павел Анасенко – человек удивительной судьбы. Первый раз его сбили в районе Ржева, но боец, несмотря на тяжелые ожоги, смог доставить командира и радиста в санчасть. Поправившись, снова вернулся на войну. Второй раз его сбили в Могилевской области. Павел попадает в плен, но по дороге в концлагерь в районе Варшавы совершает побег и оказывается на Любанщине, – рассказывает Антонина Симонова. – Когда встал вопрос о строительстве аэродрома, на поиски площадки отправились секретарь Минского подпольного обкома Василий Козлов, местный старожил Герасим Гальченя и Павел Анасенко, который отлично разбирался в нюансах военного строительства. Идеальным местом стал остров Зыслов. В итоге усилиями партизан и местных жителей, большинство из которых были дети и старики, аэродром соорудили всего за две недели!

В ночь с 21 на 22 сентября 1942 года, когда лесную тишину нарушил гул мотора, на Зыслове зажглись сигнальные огни. И на партизанскую базу приземлился первый советский самолет во главе с капитаном Александром Груздиным – одним из 14 летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза за полеты за линию фронта.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

За маскировку взлетной полосы отвечала специальная команда. Когда самолет улетал, сюда перетаскивались кадки с деревьями. Удивительно, но фашисты так и не смогли вычислить, где приземляются советские самолеты. И аэродром успешно действовал до самого освобождения Беларуси.

Их именами названы улицы

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

Ул. Брагина
В марте 1941 года Алексей Брагин был назначен на должность секретаря Минского областного комитета КП(б)Б. В начале Великой Отечественной в составе группы секретарей и членов Минского обкома партии направлен в южные районы Минской области для организации партизанского движения. В июле стал секретарем Минского подпольного обкома КП(б)Б. 8 октября при выполнении задания попал в засаду. Тяжелораненый, он был взят в плен. Во время допроса пытался бежать и был убит. Местные жители похоронили его в лесу среди курганов. После войны перезахоронен в Любани. Его именем в райцентре названа одна из улиц, а в 1964 году в сквере по ул. Первомайской установлен памятник. После реконструкции в 2005 году перенесен на перекресток улиц Первомайской и Брагина.

Ул. Лыщени

К январю 1945-го гвардии старшина Захар Лыщеня командовал отделением разведки 43-го гвардейского артиллерийского полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. В феврале полк вел тяжелые бои у Вроцлава. Лыщеня получил задание в ночь с 7 на 8 февраля собрать данные об обороне противника и его силах, размещении огневых точек. При возвращении разведгруппа была замечена врагом, завязался бой. Лыщеня остался прикрывать отход своих товарищей, был тяжело ранен и взят в плен. Несмотря на пытки, отказался давать сведения о советских частях и был казнен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в Любани и деревне Пласток.

Ул. Шершневой

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

В 1942 году после обу­чения в спецшколе Римма Шершнева стала связной ЦК ЛКСМБ в Московском партизанском отряде имени Гастелло, созданном ЦК ВЛКСМ. В ноябре 1942 года зачислена в партизанскую бригаду Розова Минского партизанского соединения. 25 ноября бригада атаковала гарнизон войск противника, занимавший деревню Ломовичи. В ходе боя партизаны были остановлены пулеметным огнем из дзота с круговым обстрелом, расположенного на перекрестке. При попытке спасти командира  Римма была смертельно ранена. Посмертно награждена орденом Красного Знамени. Ее именем названа улица в д. Живунь.

Сразу три уроженца Любанского района имеют звание Героя Советского Союза, еще два – полные кавалеры ордена Славы. На этой земле нашла упокоение и 17-летняя Римма Шершнева, спасшая командира ценой собственной жизни. Районная комсомольская организация за героизм и мужество, проявленные комсомолом и молодежью Любанщины в годы войны, в 1968-м удостоена ордена Отечественной войны I степени.
На въезде в Любань установлен памятник (архитектор Леонид Левин), посвященный местной учительнице Фене Кононовой – храброй подпольщице, которую фашисты зверски пытали, бросая в ледяную воду Орессы, а позже расстреляли. Скульптура непокоренной девушки – символ борьбы с врагом, которую вели  и партизаны, и местные жители.

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

Начиная проект “Оплота мужества”, мы планировали опубликовать истории 27 населенных пунктов, награжденных вымпелами “За мужество и устойчивость в годы Величавой Российскей войны”. Но в начале февраля этого года героический список пополнили еще 9 городов и горпоселков: Барановичи, Дзержинск, Дятлово, Калинковичи, Любань, Осиповичи, Чаусы, Оболь и Освея. Истории о том, как их жители сражались за Победу, мы также расскажем на страницах газеты “7 дней” и на ресурсе .

*Проект сотворен за счет средств мотивированного сбора на пр-во государственного контента

"Построили всего за две недели". История партизанского аэродрома, который фашисты так и не смогли найти

Юлия ГАВРИЛЕНКО, фото – Татьяна МАТУСЕВИЧ

Похожие записи