23 мая, Минск /Корр. /. Владимир Протасеня знает, как возвратить к жизни сданное в металлолом авто и перевоплотить его в раритет, который можно узреть и в кино, и на фестивалях. 1-ый байк он отремонтировал в 13 лет. На том байке он стал гонять по деревне. Зачастую за околицей, чтоб не попасть на глаза милиции. Адам Александрович, батя Володи, поругивал отпрыска и предупреждал, чтоб не лихачил, но тайно все таки гордился: голова у парня на месте, ну и руки вырастают откуда надо. Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, заинтересовался реставрацией авто. Первым его “старичком” стал “Мерседес-170 В” 1936 года выпуска. Он немало лет простоял у обладателя во дворе, но владелец без сожаления расстался с машиной, лицезрев в очах Владимира искренний энтузиазм к технике. Данный авто и нынче находится в автопарке мастера. “С тех пор для меня реставрация стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским”, – сообщает собеседник и проводит нас в мастерскую, которую выстроил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи. Тут он отводит душу, реставрируя авто, а живет в Слуцке. Вспоминает, что когда начинал увлекаться старенькыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Числилось, что это бросовые машины, прошедший век. “А мне они очень нравились. Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать по цене в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехики – высший пилотаж”, – ведает Владимир Протасеня. На данный момент в его автопарке не считая того самого “Мерседеса” 1936 года есть несколько грустно узнаваемых “черных воронков”, а еще машина-амфибия, милицейские “Жигули” эры СССР и еще несколько 10-ов других авто. Всего же, по признанию нашего героя, за всю жизнь он выкупил около 40 “старичков”. “Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить”, – признается он. Владимир Протасеня – очередной герой нашего проекта “Белорусы в кадре”. Мы побывали в его мастерской и в “гараже” под открытым небом, услышали истории каждого ретроавтомобиля, которым он гордится, и узнали, почему реставратор на уровне мыслей просит прощения у обоих собственных дедов, когда собирается присесть в танк. Каждую неделю в газете “7 дней” и на ресурсе мы смотрим на мир очами обычных белорусов, которые откровенно обожают личное дело, семью и страну. Все наши герои уникальны, но их соединяет воединыжды 1-но – лояльность для себя и земле, где они живут. *Проект сотворен за счет средств мотивированного сбора на пр-во государственного контента.
“Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть на старый мотоцикл и сказал: “Можете вернуть – он ваш”. Как мы тогда обрадовались, особенно я. Долго над тем мотоциклом колдовал – и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам”, – ведает Владимир Протасеня.
Скоро наш герой закончил техническое учебное заведение, потом индустриально-педагогический техникум, а позже и университет – к удивлению, не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет. “Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания”, – признается он.
“Мерседес”, “воронок”, машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику 3
Опубликовано: 23 мая 2024