МАРТ ответил на вопросы об конфигурациях порядка госзакупок

06.03.2024 admin

6 марта, Минск /Корр. /. Советник отдела регулирования закупок управления муниципальных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков ответил на вопросы об конфигурациях в законодательстве во время вебинара на YouTube-канале НЦПИ,

31 января 2024 года принят закон №354-З “Об изменении Закона Республики Беларусь “О муниципальных закупках продуктов (работ, услуг)”, который направлен на совершенствование системы госзакупок, повышение эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращение рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса. В соответствии с законом порядок осуществления госзакупок существенно изменен. Представитель МАРТ ответил на наиболее часто задаваемые вопросы с учетом практической реализации требований законодательства.

Ряд положений закона вступил в силу с 4 февраля 2024 года. У МАРТ уточнили, как быть в ситуации, если организация провела процедуру госзакупки до вступления в силу изменений в закон и она была признана несостоявшейся. Сергей Новиков пояснил, что в этом случае нужно провести новую процедуру госзакупки. “Позиция МАРТ определена. Имеется запрет на изменение требований к участникам при переходе к повторной процедуре госзакупки либо закупки из 1-го источника. Потому в этом случае будет нужно проведение новейшей процедуры”, – сказал он.

Следующий вопрос, который поступил в МАРТ, – нужно ли всем членам комиссии по государственным закупкам проходить обучение и иметь сертификат? “Ответ – нет. Надо подразумевать, что в состав комиссии в основном врубаются лица, которые освоили содержание согласованных с МАРТ образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, еще лица, владеющие особыми познаниями в сферах деятельности, связанных с предметом госзакупки. Другими словами в комиссии могут быть как освоившие содержание программ, так и другие лица. В этой части ничего не поменялось. В то же время норма относительно заказчика перетерпела конфигурации. Так, клиент должен найти либо сотворить структурное подразделение или назначить работника (работников), владеющих квалификацией в сфере госзакупок и (либо) прошедших обучение в рамках образовательной программки увеличения квалификации”, – уточнил Сергей Новиков.

Вправе ли заказчик заключить договор по результатам процедур закупок из одного источника услуг по обязательному страхованию владельцев транспортных средств сроком более чем на один год? Представитель МАРТ ответил отрицательно. “Список договоров сроком больше чем на один год фиксированный, имеется в законе, и контракт страхования в их число не заходит”, – добавил он. У специалиста также уточнили, вправе ли заказчик заключить такой договор сроком на один год с 1 марта 2024 года по 28 февраля 2025-го. “Да, при условии наличия средств в 2025 году”, – ответил он. Согласно закону, в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) выходит за рамки календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.

У МАРТ также спросили, можно ли в описании предмета государственной закупки указывать марку и писать “либо аналог” с учетом изменений в законодательстве. “Да, допускается. При описании предмета госзакупки клиент должен не включать требования либо указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные эталоны, селекционные заслуги, географическое указание, название производителя либо поставщика (подрядчика, исполнителя), страны происхождения продуктов (работ, услуг), кроме варианта, если отсутствует другой метод больше точно и ясно обрисовать предмет госзакупки. При всем этом непременно нужно включить в описание слова “или аналог”, – объяснил Сергей Новиков.