МАРТ объяснил новые принципы работы и главные конфигурации при проведении госзакупок 3

31 января 2024 года принят закон №354-З “Об изменении Закона Республики Беларусь “О муниципальных закупках продуктов (работ, услуг)”, направленный на совершенствование системы государственных закупок, повышение эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращение рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса. Об основных изменения и новых механизмах работы рассказал консультант отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков, сообщает . Законодательство о госзакупках претерпело существенные изменения. В частности, изменились основания и порядок проведения процедуры закупки из одного источника; требования к участникам; правила формирования, размещения и изменения годового плана государственных закупок; правила описания предмета государственной закупки; сроки проведения процедур и заключение договора; требования к содержанию предложений участников. “Действие закона №354-З не распространяется на муниципальные закупки, а еще заключенные договоры, которые были начаты до вступления в силу закона. Так, процедура госзакупки считается начатой со денька принятия заказчиком решения о ее проведении. Это происходит средством утверждения либо размещения заказчиком на электронно-торговой площадке конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых юридическому либо физическому лицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях роли в процедуре запроса ценовых предложений. Также процедура осуществляется при утверждении либо направлении заказчиком документов, когда проводится закрытая процедура. Решение о проведении процедуры закупки из 1-го источника принимается методом издания приказа, распоряжения или учинения надписи на докладной записке”, – рассказал Сергей Новиков. Законодательство о госзакупках сейчас распространяется на заключение договоров аренды, в том числе лизинга, добавил он. “А именно, законом уточнено определение продукта, по которому сейчас принимаются вещи, кроме валютных средств, ценных бумаг, денежных ценностей, другое имущество, в том числе имущественные права на итоги умственной деятельности. Потому законодательство о госзакупках после вступления закона в силу распространяется на чувства по аренде и до заключения контракта аренды”, – пояснил специалист. Однако, по его словам, в этом правиле есть исключение. Так, действие закона не распространяется на заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений) изолированных помещений, машино-мест и их частей, относящихся к основным средствам машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, более 50% акций которых принадлежит государству. Кроме того, под закон не подпадает заключение договоров аренды капитального строения (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-разыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности Беларуси, заключение договоров аренды земельных участков, имущества, находящегося за рубежом. Заключение таких договоров осуществляется согласно иным нормативно-правовым актам. “С 4 февраля законодательство о госзакупках не распространяется на воплощение управленческих процедур. Но если для того, чтоб подать высказывание, нужно что-то приобрести, то для этого будет нужно проведение госзакупки. При всем этом список управленческих процедур изложен в разных нормативно-правовых актах. Надо основательно проработать данный вопрос, чтоб знать, что относится к управленческой процедуре, а что – нет”, – обратил внимание Сергей Новиков. Также в законе №419-З “О муниципальных закупках продуктов (работ, услуг)” от 13 июля 2012 года закреплено положение о неразмещении служебной информации ограниченного распространения в государственной информационной аналитической системе управления госзакупками и на электронных торговых площадках. Соответственно неразмещение сведений о государственных закупках и сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, осуществляется с учетом положений закона. Годовой план госзакупок “С 4 февраля вопросы формирования, в том числе утверждения годичного плана муниципальных закупок, определяются заказчиком в локальном правовом акте. Это может быть приказ, распоряжение, другой организационно-распорядительный документ, при всем этом с учетом требований закона №419. Так, точно в этом локальном акте заказчика нужно найти порядок формирования утверждения и ведения годичного плана, внесение в него конфигураций и дополнений, определив ответственное фейс и размещая годичный план на электрической торговой площадке”, – отметил консультант. Законом предусмотрена возможность невключения в годовой план государственных закупок отдельных товаров, приобретаемых по процедуре закупки из одного источника, подчеркнул он. “В годичный план госзакупок могут не врубаться определенные документом продукты, работы, услуги. В таком случае клиент либо инициатор вправе не составлять и не располагать на ЭТП справку о проведении процедур закупки из 1-го источника при приобретении данных продуктов по обозначенным основаниям”, – констатировал Сергей Новиков. При этом, как и ранее, сформированный годовой план государственных закупок, а также его изменения и дополнения подлежат размещению на ЭТП, кроме сведений, составляющих госсекреты или относящиеся к служебной информации ограниченного распространения. Сроки размещения годового плана на ЭТП, в том числе случаи его изменения, определяются заказчиком. Порядок проведения процедуры госзакупки из одного источника “Упрощен порядок проведения процедуры закупки из 1-го источника за счет исключения обязательств исследования конъюнктуры рынка по большинству оснований, которые указаны в приложении к закону. Одномоментно увеличен порог для внедрения процедуры закупки из 1-го источника с 300 до 500 базисных величин (1 БВ – Br40), приблизительная цена годичный потребности продуктов (работ, услуг)”, – добавил эксперт. Сергей Новиков акцентировал внимание на том, что изучение конъюнктуры рынка обязательно только в случае приобретения товаров согласно определенным пунктам закона. В иных случаях, в том числе при закупке товаров (работ, услуг) с ориентировочной стоимостью годовой потребности в однородных товарах до 50 базовых величин, обязанности изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника отсутствуют. Соответственно заказчик самостоятельно решает, каким образом определить лицо, которому будет направлено предложение о заключении договора по приобретению процедуры закупки из одного источника. Основания для процедуры закупки из одного источника По словам Сергея Новикова, посредством процедуры закупки из одного источника допускается приобретение товаров собственного производства у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, а также у организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, в случае непривлечения соисполнителей. “Также, допускается приобретение печатных и электрических изданий определенных создателей, услуг по предоставлению доступа к электрическим изданиям для обеспечения деятельности муниципальных учреждений образования, муниципальных библиотек, муниципальных научных организаций у издателей таких печатных и электрических изданий. В случае если этим издателям принадлежат исключительные права на применение таких изданий, а еще воплощение подписки на определенные повторяющиеся печатные и электрические издания”, – отметил консультант. Также претерпел изменения пункт положения к закону, который определяет конкретное лицо, у которого можно приобретать изделия народно-художественных ремесел. Теперь их необходимо покупать у государственного производственно-торгового объединения “Белхудожпромыслы” и входящих в его состав организаций, а также иных организациях, установленных законодательством. Какой вид процедуры выбрать Согласно закону процедура закупки из одного источника может быть проведена для приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет не более 500 базовых величин. “В то же время процедура запроса ценовых предложений применяется в случае гос закупки продуктов, пороговое значение которых определено постановлением Совмина №395. Процедура запроса ценовых предложений используется при пороговом значении приблизительной цены годичный потребности гос закупки; продуктов – больше 300, но не больше 2 тыс. базисных величин, работ (услуг) – больше 300, но не больше 5 тыс. базисных величин”, – напомнил Сергей Новиков. Так, по словам спеца, при приблизительной цены годичный (общей) потребности от 300 до 500 базисных величин клиент решает лично – провести функцию закупки из 1-го источника либо функцию запроса ценовых предложений. .
Условия проведения госзакупок