КОММЕНТАРИЙ: Минприроды про госполитику воззвания с отходами и минимизацию использования пластика

05.04.2024 admin

Государственной стратегией по воззванию с жесткими коммунальными отходами (ТКО) и вторичными вещественными ресурсами в Беларуси на период до 2035 года поставлена задачка совершенствования системы, роста уровня переработки и использования отходов. Мотивированные характеристики и мероприятия в этой сфере определены в госпрограмме “Комфортное жилье и благоприятная среда” на 2021-2025 годы. Особенное внимание уделяется минимизации использования пластмассовой упаковки. Так, с 2020 года реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное понижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически неопасную. Подменяющий начальника головного управления регулирования воззвания с отходами, био и ландшафтного контраста – шеф управления регулирования воззвания с отходами Министерства природных ресурсов и охраны среды Макс Тарасов поведал о гос политике в области воззвания с отходами и принимаемых мерах, направленных на минимизацию использования пластмассовой упаковки.

О госполитике Беларуси в области воззвания с отходами

Правовые базы воззвания с отходами в Республике Белоруссия определены законом от 20 июля 2007 года №271-3 “Об обращении с отходами”. Он ориентирован на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество, находящееся в принадлежности страны, имущество юридических и физических лиц, а еще на наибольшее применение отходов, в том числе вовлечение отходов в мирный оборот. В целях совершенствования законодательства в сфере воззвания с отходами и с учетом практики внедрения принят закон от 29 декабря 2023 года №333-3 “Об изменении закона Республики Беларусь “Об воззвании с отходами”, который вступает в силу с 6 октября 2024 года.
Максим Тарасов отметил, что согласно новой редакции закона претерпела изменения терминология в области обращения с отходами. Также были уточнены основные принципы в области обращения с отходами, введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности: предотвращение образования отходов, уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для производства (выработки) энергии, применение отходов для выполнения работ (оказания услуг), обезвреживание отходов.

Для исключения необоснованного посредничества при обращении с отходами и предотвращения попадания их в окружающую среду в новой редакции закона уточнен круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы и в каких целях. Так, в частности, отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их заготовки или сортировки (субъектам хозяйствования, осуществляющим соответствующую деятельность), использования, обезвреживания (на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов). Также отчуждение допускается для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов и в случае их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и хранение за пределы Беларуси.

“В этой связи исключается необходимость регистрации сделок о передаче небезопасных отходов на определенный срок (не считая контракта перевозки) или об отчуждении небезопасных отходов другому субъекту хозяйствования”, – подчеркнул Максим Тарасов.
Также в новой редакции закона предусмотрены нормы, касающиеся приобретения права собственности на отходы потребления и вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость. “Юридическое фейс, оказывающее услуги по воззванию с жесткими коммунальными отходами, в отношении отходов употребления приобретает право принадлежности на такие отходы с момента их размещения в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одномоментно производителями и собственниками таких отходов. Не считая этого, право принадлежности на ВМР, приобретенные в итоге сноса объектов и имеющие цена, с момента образования таких отходов получают клиент или подрядчик на основании контракта, заключаемого в согласовании с штатским законодательством”, – рассказал он.

Претерпели изменения и нормы, касающиеся “безхозяйных” отходов. Новой редакцией закона определено, что отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков и они обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. В случае выявления производителей отходов, разместивших отходы на земельных участках, им не принадлежащих, они убирают эти отходы, принимают иные меры по предупреждению их вредного воздействия либо возмещают стоимость таких работ землепользователям.

Также уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых были предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами. Если ранее индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям при осуществлении экономической деятельности предоставлялось право не назначать должностных лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать инструкции по обращению с ними, а также не вести учет и не проводить их инвентаризацию, то в соответствии с новой редакцией от таких обязанностей не освобождены только те ИП и микроорганизации, которые работают по направлению заготовки, сортировки, обезвреживания, использования, захоронения и долговременного хранения отходов. Также ИП, осуществляющие такую деятельность, должны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Новой редакцией закона пересмотрен ряд новых требований к осуществлению деятельности по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов, в том числе к размещению, строительству, эксплуатации, выводу из эксплуатации или сносу объектов, на которых такая деятельность осуществляется. В частности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов, допускается только в соответствии c приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием. Допускается использование отходов физическими лицами для собственных нужд, за исключением запрещенных. Допускается использование отходов (смета) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов. Помимо ранее действующих запретов, также запрещается использование, обезвреживание и захоронение субъектами хозяйствования отходов без наличия соответствующего технологического регламента, захоронение подлежащих обезвреживанию отходов и отходов потребления, не прошедших сортировку (с исключениями) и прочее.

Для систематизации и обеспечения безопасного обращения с медицинскими отходами и отходами, образующимися при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, новой редакцией закона предоставлены полномочия Министерству здравоохранения совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды на установление порядка обращения с медицинскими отходами, а Министерству обороны по согласованию с Минприроды – порядка обезвреживания отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны.

Минимизация использования пластиковой упаковки

В целях минимизации использования пластиковой упаковки правительством в 2020 году утвержден и реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. “Планом предвидено 19 мероприятий в 5 главных направлениях: совершенствования системы воззвания с отходами и сокращения использования полимерной упаковки, мероприятия в области проведения научных исследовательских работ, в области производства и использования экологически неопасной упаковки, в области технического регулирования и сокращения импорта упаковки, а еще в области информационно-просветительской полимерной работы посреди населения, деток и молодежи, – объяснил Макс Тарасов. – По итогам 2023 года из 19 запланированных мероприятий около 10 выполнено согласно установленным срокам, 3 мероприятия производятся на неизменной базе, 6 – запланированы к выполнению в 2024-2025 годах”.

B области производства и использования экологически безопасной упаковки в Беларуси на постоянной основе ведутся работы по созданию новых и модернизации имеющихся производств экологически безопасной упаковки (из бумаги, картона, стекла, в том числе одноразовой посуды). Ключевыми производителями экологически безопасной упаковки являются целлюлозно-бумажные предприятия концерна “Беллесбумпром”.

Максим Тарасов привел примеры, которые говорят об увеличении производства экологически безопасной упаковки и как следствие – снижении использования пластиковой упаковки. “Так, с 2020 года в итоге модернизации имеющейся на УП “Бумажная фабрика” Гознака бумагоделательной машины годичная эффективность выпуска бумаги упаковочной с барьерными качествами возросла на 300 т по сопоставлению с 2019 годом. Темп роста в 2023 году объема производства экологически неопасной упаковки на УП “Бумажная фабрика” Гознака составил 108% к уровню 2022 года. ОАО “Витебский картонажно-полиграфический комбинат “Покровский” в 2022 году введена в эксплуатацию линия производства гофрокоробов. В результате темпы роста объемов производства продукции из гофрокартона в 2023 году по сравнению с 2022-м составили 118,9%. Ряд предприятий продолжают наращивать объемы производства. ООО “Суперпак компани” обеспечен прирост объемов производства мешков бумажных к 2022 году на 10,87%. ООО “Баринпак” за 2023 год произведено более 250 тыс. единиц самосборной упаковки для овощей, фруктов и ягод из древесноволокнистых плит высокой плотности, что в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году”, – отметил он.

Что касается вопроса переработки отходов полимерной упаковки, то положение, обстановка в республике обстоит последующим образом. В реестре объектов по использованию отходов записанно около 1,7 тыс. объектов по использованию отходов, из их больше 160 по использованию разных видов отходов пластика, в том числе и отходов полимерной упаковки. Согласно данным госстатотчетности Минприроды по итогам 2022 года уровень использования полимерных отходов, относящихся к отходам производства, составил 92%. Поэтапно вырастают и объемы собранных от населения отходов пластмасс. За последние 10-ь лет этот показатель возрос приблизительно в 4 раза (с 27,3 тыс. т в 2012 году до 106,8 тыс. т в 2022 году и 113,5 тыс. т в 2023-м).

.