Свежие новости
В РФ за два года численность многодетных семей выросла в 1,2 раза Посвященный Дню Победы исторический поход пройдет в Крыму Продажи алкоголя в регионе РФ упали почти на треть Надежное водоснабжение дома в Белгороде под ключ «Дубайский шоколад» проверят на фальсификат и опасные компоненты

Клирик Коложской церкви сказал о значении Проводной недели

12 мая, Гродно /Корр. /. Босс отдела религиозного образования и катехизации, пресс-секретарь Гродненской епархии, клирик прихода храма святых страдальцев благоверных князей Бориса и Глеба г.Гродно (Борисоглебская Коложская церковь) иерей Игорь Данильчик сказал о значении Проводной недели и корнях праздничка.

“В православном церковном календаре первое воскресенье после Пасхи называется Неделей о Фоме (в церковнославянском языке воскресенье – неделя, а неделя – единица исчисления времени, равная семи дням, от понедельника до воскресенья включительно – седмица), или Фоминым воскресеньем, когда церковь вспоминает явление Воскресшего Христа апостолу Фоме, который, узнав о том, что Спаситель воскрес из мертвых, вначале не поверил этому. В традиционной восточнославянской народной культуре этот день получил названия Красная горка и Проводная неделя”, – произнес иерей Игорь Данильчик.

Из слов клирика Коложской церкви, история народных заглавий берет личное начало еще в дохристианских временах. “Оттого, что массовые гулянья в этот день, посвященные приходу весны и Великодня как главного весеннего праздника, устраивали на окрестных холмах и возвышенностях, откуда снег сходил в первую очередь и где земля к тому моменту уже успела прогреться и подсохнуть после зимы, а также где раньше всего расцветали первые весенние цветы, его начали называть Красной горкой: красная – то есть красивая, – отметил иерей Игорь Данильчик. – Проводная неделя – день поминовения усопших предков, который у славян имеет языческое происхождение и своими корнями уходит в дохристианскую эпоху. Славяне поминали почивших родственников во время весеннего обновления природы, что символизировало круговорот жизни и смерти”.

Согласно народным поверьям, на 4-й денек после Пасхи, в четверг Светлой седмицы, Всевышний отпускает погибших на землю. “Усопшие посещают места своей земной жизни, наблюдают за своими потомками и тем, как они живут. В народной культуре этот день называется Навским четвергом (в старославянском и древнерусском языках навий – мертвец, покойник), или Пасхой мертвых. Название праздника связано с языческими представлениями славян о структуре мира. Навью (в противоположность Яви) в Древней Руси называли потусторонний мир, в который, согласно поверьям, уходили души умерших, – сказал он. – В первое же воскресенье после Пасхи души предков возвращаются в загробный мир, и их необходимо было проводить соответствующим образом: живые посещали кладбища, приводили в порядок места захоронения и оставляли на могилах различные приношения – еду и питье. Данный обычай поминовения усопших предков возник как результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны и преображены основным богословским смыслом Воскресения Иисуса Христа и освобождения Спасителем душ из ада, совпавших с этим календарным периодом”.

Совместно с тем, отметил клирик прихода храма святых страдальцев благоверных князей Бориса и Глеба, особенным деньком общецерковного поминовения усопших в православии являет 9-й денек после Пасхи, вторник 2-ой недели после Светлого Христова Воскресения – Радуница. Точно в данный денек православные верующие после молитвы в храме посещают кладбища, где приводят в порядок места упокоения собственных почивших родных и близких и молятся о их упокоении, а священнослужители совершают заупокойные богослужения у могил усопших.

“Обычай оставлять еду на кладбищах является языческим пережитком, не входит в традиции православной церкви и к христианству не имеет никакого отношения. Совсем нетрудно прийти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на его могиле, – отметил иерей Игорь Данильчик. – Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память – искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности, – любовью, молитвой, добром”.