В конце октября 2008 года атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 971 «Нерпа» вышла в Японское море для проведения заводских ходовых испытаний – важного этапа перед передачей корабля Военно-морскому флоту России. Этот выход в море не был первым – неделей ранее субмарина уже возвращалась на базу из-за незначительных технических неполадок, которые были оперативно устранены. На борту подводной лодки находилось 208 человек: 73 члена штатного экипажа, представители военной приемки, осуществлявшие контроль качества, и специалисты судостроительного завода, ответственные за испытания различных систем и оборудования. Никто из находившихся на борту не мог предположить, что 8 ноября 2008 года станет трагическим днем, когда штатные испытания превратятся в отчаянную и героическую борьбу за выживание в замкнутом пространстве подводной лодки. Спустя всего несколько часов после начала очередного этапа испытаний в отсеках АПЛ «Нерпа» раздался оглушительный сигнал аварийной тревоги, который стал предвестником ужасающего хаоса и гибели людей. При подготовке данного материала использовались сведения, опубликованные на специализированном ресурсе https://vpk.name/news/69762_ispyitanie_nerpoi.html.
Роковой сбой, которого никто не ожидал
Вечером 8 ноября 2008 года, примерно в 17:56 по местному времени, когда атомная подводная лодка «Нерпа» находилась на глубине нескольких десятков метров в Японском море, произошло непредвиденное и трагическое событие. Автоматическая система пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая), предназначенная для защиты экипажа и оборудования от пожара в случае его возникновения, внезапно сработала без какой-либо команды или внешнего воздействия. Вместо того чтобы предотвратить возгорание, которого не было, система выпустила в герметичные отсеки подводной лодки смертельно опасную ядовитую смесь. Люди, находившиеся во втором отсеке, где произошло несанкционированное срабатывание системы, мгновенно почувствовали резкий, удушливый запах, напоминающий концентрированный растворитель. Распыленная под высоким давлением жидкость практически мгновенно испарялась, заполняя ограниченное пространство отсека облаком токсичных паров. Чудом выжившие очевидцы трагедии позже вспоминали, что дышать становилось практически невозможно, глаза начинали нестерпимо слезиться, а сознание покидало их буквально за считанные секунды.
Смертоносное содержимое резервуаров системы ЛОХ
Спустя три дня после произошедшей на АПЛ «Нерпа» ужасной трагедии группа химиков и экспертов провела тщательное расследование для установления причин столь стремительного и массового отравления людей. Результаты проведенного химического анализа оказались шокирующими: выяснилось, что в баллонах автоматической системы пожаротушения ЛОХ находился вовсе не безопасный хладон (фреон), как это предусмотрено технической документацией и регламентами, а смертельно опасная химическая смесь, в которой 66% составлял тетрахлорэтилен – техническая жидкость, широко используемая в промышленных целях, в том числе в химчистках для обезжиривания и удаления пятен. Чистый хладон, даже при высокой концентрации в воздухе, не должен был привести к столь быстрой гибели большого количества людей. Однако тетрахлорэтилен оказался настоящим быстродействующим ядом: его агрессивные пары разъедали пластиковые детали приборов, резиновую подошву обуви моряков и, самое страшное, практически мгновенно поражали легкие тех, кто вдохнул эту отравляющую смесь. Отравление развивалось молниеносно – от мучительного удушья до глубокой токсической комы.
Считаные секунды на реакцию в условиях смертельной опасности
В тот роковой момент, когда автоматическая система пожаротушения внезапно сработала, у находившихся в отсеках подводной лодки людей оставались буквально считаные мгновения на то, чтобы предпринять хоть какие-то действия для спасения. Согласно действующей инструкции, при подаче огнегасящего вещества экипаж должен был немедленно надеть индивидуальные портативные дыхательные аппараты (ПДА). Однако в ужасающей реальности все произошло совершенно иначе. Во втором отсеке, который оказался эпицентром выброса смертоносных паров тетрахлорэтилена и где концентрация яда в воздухе была максимально высокой, многие люди теряли сознание и падали замертво, не успев даже дотянуться до своих дыхательных масок. Те, кто находился в других отсеках подводной лодки, куда ядовитое облако распространялось несколько медленнее, в панике пытались пробиться к ближайшим выходам или отчаянно загерметизировать межотсечные переборки, чтобы остановить дальнейшее распространение смертоносных паров по кораблю. Один из выживших моряков позже с ужасом вспоминал: «Я своими глазами видел, как мой товарищ внезапно рухнул на палубу, судорожно схватившись за горло, а я сам еле дополз до спасительного люка, теряя сознание на каждом шагу».
Героизм и самоотверженность в условиях всеобщей паники
Несмотря на царивший в первые минуты после аварии хаос и панику, многие члены экипажа АПЛ «Нерпа» проявили исключительное мужество, хладнокровие и высокий уровень профессиональной подготовки. Те, кто в момент выброса ядовитых паров находился в отсеках, не затронутых смертоносным облаком, немедленно приступили к эвакуации пострадавших, рискуя собственными жизнями, пробираясь в задымленные отсеки и вытаскивая потерявших сознание товарищей на свежий воздух. В соседних отсеках моряки оперативно задраивали герметичные межотсечные переборки, самоотверженно пытаясь остановить дальнейшее распространение смертоносных паров по подводной лодке. Это своевременное и решительное действие предотвратило еще более масштабную катастрофу – если бы ядовитый газ проник в реакторный отсек, последствия могли быть неизмеримо более трагичными. Один из специалистов судостроительного завода, находившийся в тот момент на борту АПЛ «Нерпа», с горечью вспоминал: «Мы тащили людей на себе, совершенно не понимая, живы они или уже мертвы. Воздух вокруг казался концентрированной кислотой, обжигающей легкие». Благодаря этим героическим усилиям и самоотверженным действиям 188 человек из 208 находившихся на борту подводной лодки остались живы.
Список тех, кто отчаянно боролся за жизнь в замкнутом пространстве:
В эпицентре трагических событий на борту АПЛ «Нерпа» оказались представители различных категорий специалистов:
- Моряки штатного экипажа подводной лодки, которые отвечали за управление кораблем и проведение спасательных работ.
- Сдаточные механики судостроительного завода, осуществлявшие проверку работоспособности различных систем и механизмов.
- Инженеры завода-изготовителя, ответственные за контроль за функционированием сложного оборудования.
- Представители военной приемки, оценивавшие готовность подводной лодки к передаче Военно-морскому флоту.
Каждый из находившихся на борту внес свой посильный вклад в борьбу за выживание, даже если это было простое удерживание захлопывающегося люка или передача своей дыхательной маски потерявшему сознание товарищу.
Техническая неисправность или человеческий фактор: почему подвела система безопасности
После трагедии на АПЛ «Нерпа» перед следствием и экспертами встал закономерный вопрос: почему же столь ответственная система безопасности, как автоматическая система пожаротушения, подвела и стала причиной гибели людей? В ходе расследования выяснилось, что проблема крылась в конструктивных особенностях пульта управления системой ЛОХ. Код для запуска системы пожаротушения набирался вручную на кнопочной панели, однако конструкцией не было предусмотрено автоматическое сбрасывание введенного сигнала после его выполнения. Это означало, что если кто-то случайно задевал кнопку повторного запуска уже после ввода правильной комбинации, система могла сработать в любой непредвиденный момент. При этом на пульте управления отсутствовали какие-либо защитные крышки, которые могли бы предотвратить случайное нажатие кнопок – их установили только в 2009 году, уже после произошедшей трагедии. Что касается смертоносной химической смеси, оказавшейся в баллонах системы ЛОХ, то она была поставлена на судостроительный завод одним из предприятий Санкт-Петербурга. Представители завода приняли поставленную жидкость без проведения полного и тщательного анализа ее химического состава. Экономия средств на проведение надлежащего контроля качества или преступная халатность ответственных лиц – этот вопрос так и остался без окончательного ответа.
Как выжить в смертельной ловушке замкнутого пространства подводной лодки:
В экстремальных условиях аварии на подводной лодке, когда счет идет на секунды, шансы на спасение крайне малы. Однако героические действия экипажа АПЛ «Нерпа» показали, что даже в такой безнадежной ситуации можно предпринять ряд шагов, которые могут спасти жизни:
- Максимально быстро оценить характер возникшей угрозы и незамедлительно приступить к герметизации отсеков для предотвращения распространения опасных веществ.
- Использовать любые доступные средства индивидуальной защиты органов дыхания, включая штатные дыхательные маски и подручные средства, такие как влажные тряпки.
- При наличии возможности двигаться в сторону отсеков с чистым воздухом, к вентиляционным шахтам или запасным выходам.
- Оказывать помощь пострадавшим товарищам, даже с риском для собственной жизни, делиться средствами защиты и поддерживать связь.
Эти мужественные и самоотверженные действия членов экипажа АПЛ «Нерпа» позволили спасти десятки человеческих жизней, хотя 20 человек все же погибли в результате отравления, а еще 21 человек попал в больницу с тяжелыми токсическими поражениями.
Трагедия после катастрофы: расследование и последствия
После того как атомная подводная лодка «Нерпа» вернулась в порт приписки, началось тщательное и многостороннее расследование причин произошедшей трагедии. Саму подводную лодку пришлось отправить на длительный и дорогостоящий ремонт, который продолжался почти два года – агрессивный тетрахлорэтилен повредил значительную часть электронного оборудования, кабельных трасс и резинотехнических изделий внутри корабля. Повторные ходовые испытания АПЛ «Нерпа» были возобновлены только в 2009 году, а в состав боеготовых сил Военно-морского флота России подводная лодка вошла в конце того же года. Те, кому чудом удалось выжить в той страшной аварии, до сих пор с ужасом вспоминают удушливый запах, от которого невозможно было спрятаться в замкнутом пространстве подводной лодки. Один из выживших моряков с горечью сказал: «Мы и подумать не могли, что нас травит наша собственная система защиты». Трагическая история атомной подводной лодки «Нерпа» стала суровым уроком для всех, кто связан с проектированием, строительством и эксплуатацией сложной техники, наглядно продемонстрировав, как даже самая совершенная система может обернуться против человека, если ее разработка, изготовление и контроль качества не будут осуществлены с максимальной ответственностью и тщательностью.