ДОСЬЕ: К 30-летию принятия Конституции Республики Белоруссия

1-й из главных дат в истории суверенной Беларуси является 15 марта 1994 года. В данный денек была принята Конституция, которая первый раз в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического общественного правового страны. Данный документ заложил крепкий юридический фундамент независимости, воплотил рвение белорусского народа быть полноправным владельцем на родной земле. Возникновению Основного закона 1994 года предшествовали белорусские конституции русской эры 1919, 1927, 1937, 1978 годов, которые заложили базы белорусской государственности, установили систему муниципальных органов, закрепили главные права и обязанности людей. Любая из этих конституций имела свои особенности, но общим для их было отражение социалистических ценностей, закрепление марксистско-ленинской идеологии. Конституция 1994 года действует с переменами и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года. На базе Конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется квалификация муниципальных органов, вдобавок границы правового регулирования. В Конституции устанавливается юридический статус органов гос власти, что позволяет найти иерархию принимаемых ими нормативных актов. При всем этом важным юридическим свойством Конституции является ее главенство по отношению ко всем другим правовым актам. Надлежащие правила (о верховенстве Конституции) закреплены в самом Основном законе. Ценность Конституции по отношению к другим актам также подкрепляется специфичностью ее принятия, конфигурации либо отмены. Очередные конфигурации в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 года, также проведенного по инициативе Президента. На народный трибунал был вынесен единственный пункт: о способности предоставления главе страны права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Белоруссия на очередных выборах Президента и отмены ограничений на кол-во сроков переизбрания на данную должность для 1-го и такого же лица. По итогам референдума белорусский люд {вновь} поддержал предложение фаворита. По данным Центризбиркома, в голосовании приняли роль 90,28% людей, внесенных в списки для голосования. Из их решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42%.
На фоне распада СССР и предшествовавших этому политических и социально-экономических преобразований в Беларуси появилась необходимость конфигурации конституционных основ муниципального строя. Над проектом Основного закона велась масштабная работа, которая растянулась на пару лет. В итоге 15 марта 1994 года на тринадцатый сессии Верховного Совета Республики Белоруссия двенадцатого созыва была утверждена 1-ая в истории суверенной республики Конституция. Она установила принципы демократического строя, ценность прав и свобод человека, главенство интернационального права. Также, Конституцией первый раз в истории страны в системе высших органов гос власти предусмотрена должность Президента Республики Белоруссия. Согласие и доверие меж личностью, обществом и госвластью. Миклашевич о значении Конституции
Действие Конституции Республики Белоруссия и порядок ее конфигурации определены в разделе VIII Основного закона. В публикации 138 утверждается, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами парламента по инициативе Президента, Всебелорусского народного собрания, не наименее 1-й трети от полного состава каждой из палат парламента или не наименее 150 тыс. людей Республики Белоруссия, владеющих избирательным правом. В публикации 140 закреплено положение о том, что конфигурации и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции методом референдума считается принятым, если за него проголосовало больше половины людей, принявших роль в голосовании. Считается, что референдум состоялся, если в нем приняло роль больше половины людей, внесенных в списки для голосования. Разделы I “Основы конституционного строя”, II “Личность, общество, государство”, IV “Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, Суд” и VIII “Порядок изменения и дополнения Конституции” могут быть изменены только методом референдума.
1-ые конфигурации и дополнения в Конституцию Республики Белоруссия были внесены в итоге проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума. На публичное обсуждение было вынесено 7 вопросов: 4 были инициированы Главой государства, 3 – парламентом. В итоге были поддержаны 2 предложения Президента, все предложения парламента были отклонены. Предложение Александра Лукашенко о переносе Денька независимости Республики Белоруссия на 3 июля поддержали 88,18% избирателей, принятие предложенной Главой государства новейшей редакции Конституции – 70,45%.
3-ий референдум по вопросу внесения конфигураций и дополнений в Конституцию был проведен 27 февраля 2022 года по инициативе Президента. На публичное обсуждение был вынесен освеженный разновидность Основного закона страны, где было предложено поменять 83 статьи, добавить текст 1-й главой о Всебелорусском народном собрании и 11 новыми статьями. Конфигурации сначала всего затронули вопросы муниципального устройства нашей страны. Так, были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и возможности Всебелорусского народного собрания, который стал старшим презентабельным органом народовластия. За принятие конфигураций и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 людей, что составило 82,86% от принявших роль в голосовании людей.
Действующая Конституция воплотила внутри себя преемственность и опыт многолетнего исторического пути Беларуси, ознаменовала новый шаг в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового общества. Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, нужные для созидательного труда, достойной жизни и гармонического всестороннего развития личности.