Анонсы темы “Проект “Белорусы в кадре” на YouTube-канале ” “Наши работы дарят тем, у кого уже все есть”. Уникальные мастера превращают древесную стружку в произведение искусства Хозяин личного зоопарка под Минском читает анонсы леопарду и покупает на десерт одичавшим свиньям гранаты В этом белорусском семействе принято делать выбор одну из самых редчайших профессий в мире. Из приблизительно 15 сканистов на всей планетке четыре горделиво носят фамилию Тесля. В их мастерской тщательная работа над шкатулками, иконами, картинами и панно может продолжаться в полнейшей тиши практически по 20 часов несколько месяцев последовательно. Мы поглядели, как из древесной стружки появляются шедевры, и узнали, почему поиск подходящих материалов часто преобразуется в квест, а незаконченные проекты мастера стараются не демонстрировать никому. “Был уверен, что заниматься этим не стану” Виталий Тесля в детстве нередко бывал в мастерской Владимира Цекунова – человека, де-факто придумавшего сожскую скань. Мальчиком после школы прибегал туда, где старший брат Владислав выдержанно завладевал тонкостями несравненно прекрасного вида искусства, и всякий раз задумывался: уж он-то таким кислым делом заниматься никогда не станет. – В один прекрасный момент, когда я снова пришел в мастерскую, брат подначил меня: покажи, как сам сможешь. Я попробовал раз, 2-ой…. Тогда, наверно, первый раз и ощутил к сожской скани энтузиазм. Но втянулся в это дело, когда уже стал постарше и сообразил: в этой технике получится делать то, что больше никто не сумеет. в данный момент без скани не могу. Пробовал как-то кинуть, но не вышло – тянет, нравится, – разъясняет Виталий. Он помнит, как в 1990-е возрождали сожскую скань. Владимир Цекунов в одном из монастырей увидел древнейшую икону, сделанную в похожей технике, и решил возвратить ее к жизни. А де-факто стал создателем нового. – Владимир Валентинович озвучил идею знакомым мастерам с заводов. Это были отличные спецы, собственного рода Кулибины. Они зажглись идеей сотворить станок, который мог бы делать тончайшие узоры из дерева. Естественно, вышло неблизко не с первого раза – детали всегда дорабатывали, – ведает Виталий Тесля.
На данный момент таких станков для обработки дерева у белорусских сканистов около 2-ух 10-ов. И они все различные.
– Каждый мастер под себя станок подстраивает. Потому на чужом почти нереально сейчас начать трудиться – надо время привыкнуть, преобразоваться. Некие станки не слабо отличаются от других, другие кажутся очень схожими, но у каждого из их собственный нрав. Ни один сканист не даст другому воспользоваться персональной машиной – она ведь подогнана под него персонально, – отмечает мастер.
“Работать – только в хорошем настроении”
Как стала около 30 годов назад Гомельщина местом, где находится единственная в мире школа мастеров сожской скани, так им и остается. Сканистов в мире маленько – чуть наберется полтора 10-ка. И учеников они брать, обычно, не желают. На это есть предпосылки.
– Ученики после овладения всеми тонкостями работы с деревом уходят и нередко уносят идеи собственных учителей. Воплощают эти задумки, выставляют на продажу по больше низким ценам. Выходит, конкурентность вырастает, а цена работ падает. Но продавать их задаром совершенно не охото, ведь сожская скань – непростая техника. Она просит очень немало времени и сил, – убеждает Виталий.
Это только со стороны кажется: нет ничего проще, чем склеивать древесную стружку на базу из такового же материала. На самом деле такая тщательная работа не каждому подчиненна. Стружка очень узкая и хрупкая, от лишнего нажима может сломаться. Притом, убеждает Виталий Тесля, в процессе творчества значимо быть в неплохом настроении. Если его нет, днями можно посиживать над панно либо иконой, а толку ноль.
– Я могу и по 12, и по 20 часов трудиться без перерыва, когда есть воодушевление. Но если чувствую, что настроение портится, то откладываю работу, по другому ее можно легко попортить, – разъясняет он.
По 10-12 часов кряду может создавать в полной тиши и его сестренка Света. Ее сожской сканью, как и Виталия, увлек брат Владислав.
– Уже 20 лет творю как на одном дыхании, – признается она. – Мыслях постоянно немало. Когда задумываю что-то свежее, возникает таковой не слабый пыл, что могу отдыхать по 2-ва часа в день. Нравится сам процесс сотворения необыкновенных вещей. Есть какое-то особенное наслаждение в том, чтоб сделать то, что еще никто до тебя не сумел. Очень люблю свою работу. Скучаю по ней, если неожиданно выходит взять даже маленький отпуск.
Позднее всех к сканистам присоединилась благоверная Виталия Тесли – Надежда. Изначально она только смотрела, как тот работает. Позже начала мало-помалу оказывать помощь. А на данный момент участвует в проектах домашней мастерской совместно с остальными.
Квест “Найди дерево”
Чуть ли не самое сложное во всем предварительном процессе у сканистов – отыскать необходимое дерево. У каждого – своя структура и цветовая палитра. Оттенок почти во всем зависит от возраста дерева и метода его сушки. К примеру, стружка из возлюбленного материала Виталия Тесли – каштана – может иметь цвета от белоснежного до нежно-желтого. Но мастера при задумке еще одного шедевра ориентируются не только лишь на цвет, необходимый для воплощения идеи, а учитывают и то, как работается с различными породами дерева.
– Дуб и красноватое дерево сыпятся. Стружку из их делать очень трудно, потому используем эти породы исключительно в маленьких деталях работ. Легче иметь дело с каштаном, рябиной, грушей, сливой, вишней, кленом. А ель и сосну стараемся не брать – это очень подлый материал. Неясно, как даже через шесть месяцев поведет себя стружка из него. К тому же в древесной породе ели и сосны временами остается смола. Ее изначально не видно, а позже она проникает через лак и оставляет пятна на картине. Мы не желаем рисковать, так как постоянно отвечаем за качество собственной работы. У нас есть правило: даже если делаем что-то на заказ, эта вещь должна приглянуться человеку. Если в душу ему не западает – клиент может ее не покупать, – разъясняет Виталий.
Спилы деревьев попадают в мастерскую Тесля различными способами. Самый серьезный источник инфы о том, где взять материал для будущих шедевров, – ресурс регионального филиала Минэнерго. Там график отключения электросетей из-за обрезки крон деревьев в округах Кореневки, где живут сканисты, расписан на полторы недели вперед – с указанием не только лишь четкого адреса, да и времени. Ремесленники выезжают на эти места пораньше, чтоб позаботиться нужные породы. Дополняется их коллекция заготовок и благодаря друзьям, знакомым: те, как услышат о плановой вырубке в собственной деревне, – здесь же звонят Теслям.
– Для работы подходит не всякое дерево. Малая толщина ветвей – 5-ь см, спил должен быть только свежайший. Дерево надо верно выдержать и высушить, чтоб позже из тонких пластинок на станке вырезать стружки подходящих форм и размеров. Да и здесь не угадаешь. Как бы верно все сделал, а режешь пластинку – почти все в опилки уходит. Либо пересушил немного дерево – оно сыпаться начинает. И даже когда кажется, что палка совершенно подготовлена к работе, бывает, она не режется – и все здесь.
Дерево нужно мочь ощущать и принимать: никогда нет гарантий, что у нас с ним что-то получится сотворить совместно, – философски замечает Виталий Тесля. – Только когда сделать нужные детали вышло, их пинцетом раскладывают на поверхности и приклеивают лаком. Работа ювелирная!
Как появляются шедевры
Над тонкой работы шкатулками, иконами, картинами и панно мастера корпят минимум 3-и денька. Но почаще при разработке шедевров идет речь о месяцах. И это только для того, чтоб уложить разноцветные стружки в подходящую картину и покрыть лаком. Если же брать все ее пр-во от начала до конца, включая поиск подходящих пород деревьев, то уходит около года. И все это время сканисты Тесля стараются никому не демонстрировать незаконченную работу. Виной тут семейное суеверие.
– Бывало, демонстрировали уже практически завершенный проект, и после он переставал шагать. Очень трудно становилось закончить работу, и причину никто не осознавал. Потому решили для себя, что показываем только законченные проекты, – сообщает Виталий.
Над большими работами трудится не один мастер. К примеру, икону шириной метр и длиною 2-ва для храма Всех Святых в Минске день напролет делало все семейство Тесля.
– Эти 3-и месяца мы спали максимум по 5-ь часов, не больше. Икону разделили по секторам, каждому мастеру выделили собственный. Улучшали процесс так, чтоб дополнять себя и товарища, привносить в работу наилучшее, что умеет делать каждый из нас. У сканистов свои сильные стороны, это непременно надо учесть в общем проекте, – разъясняет Виталий.
Он отмечает, что иконы – самые сложные в выполнении работы. Нужно точно подобрать гамму цветов для лика, облачения. Но все представители семейства Тесля сходятся тут в одном: чем труднее дело, тем увлекательнее.
Святыня “Спас Нерукотворный” – одна из последних работ. Ее тоже делали всей мастерской. Около полутора месяцев из стружек шириной от 2-ух до 5 мм “плели” узорами образ. Очень основательно подбирали цвета и породы деревьев. Для сотворения этой иконы пришлось даже отправиться на исключительную меру – добавить маленько красителя в материал. Обычно сканисты Тесля этого для себя не позволяют, выступая за исключительную натуральность работ.
– В этой иконе мы использовали, кажется, все вероятные породы деревьев. Желтый – это каштан, розовый – крушина, зеленоватый – уксусное дерево, карие цвета – ольха либо рябина. Пигмент добавляли только для глаз – у нас в стране деревья с синий древесной породой не вырастают, – разъясняет Виталий. “Спас Нерукотворный” хранится в мастерской. Семейству эта работа нравится, но уже на данный момент понимают, где можно было сделать иначе.
– На собственных проектах и обучаемся. Мы ведь до сих пор считаем все себя учениками, – констатирует мастер. – Почти все желаем испытать. Пару лет уже откладываем идею сотворить китайского дракона в технике сожская скань – свободного времени на это пока нет, отдаем ценность заказам. Охото сделать портрет по фото. Это очень непростая работа, оттого что у дерева есть аспект: оно меняет цвет при покрытии лаком, временами может приметно померкнуть. А ведь постоянно охото, чтоб изделие веселило людей, нравилось не только лишь для тебя, да и им.
“Дарят тем, у кого уже все есть”
Мастера из Кореневки за годы работы сделали неповторимый стиль: они объединяют в одном изделии резьбу по дереву и скань. Получаются произведения искусства, которые декорируют галереи, музеи, личные коллекции. Притом их преподносят в подарок знаменитостям.
– Знаем, что наши шкатулки, портреты и иконы получали Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко, Архиепископ Столичный и всея Руси Алексий II, митрополит Филарет, Отец Римский, британская монархиня Елизавета II. О том, что наши работы отправляются к известным людям, зачастую узнаем от тех, кто им эти дары заказывает либо покупает. Но бывают сюрпризы. К примеру, абсолютно нечаяно узнали, что одна из шкатулок отправилась к фавориту КНР. Легко включили ТВ и попали на сюжет, где проявили, как ее вручали Си Цзиньпину. Я говорю супруге: вроде на нашу шкатулку похожа. Прирастили кадр – точно она, – сказал Виталий.
Работы из мастерской Тесля даруют и наименее известным личностям. Соединяет воединыжды их в основном 1-но – все из категории “у меня уже все есть”.
– Таких поразить чрезвычайно трудно, но очень охото. Потому им и даруют сожскую скань. Это полнейший эксклюзив: риск того, что у человека уже есть схожая вещь, сведен к нулю, – разъясняет мастер.
Чтоб поглядеть на изумительные предметы, выполненные в уникальной технике, иноземцы намеренно приезжают к сканистам. Целая делегация из Казахстана прибыла не так давно в Гомель – заключить договоры. В Кореневку же гости приехали, чтоб полюбоваться сожской сканью – о ней были уже наслышаны. А лицезрев замудренные узоры, ахнули: замечательной красы работы!
Семейное дело Тесля есть кому продолжить. Искусству сотворения сожской скани обучаются малыши Надежды и Виталия – Настя и Паша. Они уже на данный момент помогают родителям в подготовке материалов для работы и делают обыкновенные, маленькие картины. Но оба признаются: грезят когда-нибудь стать творцами шедевров, как мать и отец.
Проектсоздан за счет средств мотивированного сбора на пр-во государственного контента
Лена ИВАШКО, фото – Сергей ХОЛОДИЛИН