1-ый астронавт Беларуси возвратилась на Землю. Как закончилось звездное путешествие Василевской

Две недели за полетом в космос первой белоруски Марины Василевской следила не только лишь вся Белоруссия, да и вся РФ. Ну и в остальном мире с энтузиазмом поглядывали, как представительница маленький европейской страны, не будучи проф астронавтом, убежденно и смело, и при всем этом обворожительно улыбаясь, преодолевала все трудности галлактического полета. 1-й из самых рискованных его частей спецы именуют посадку спускаемого аппарата. О том, как это происходило, репортер следил в Центре управления полетами госкорпорации “Роскосмос”, расположенном в подмосковном Царице. Как готовились к посадке К счастью, следующее 12-дневное проживание Марины Василевской на МКС и возвращение экипажа на Землю обошлось без сюрпризов. Подготовку к посадке начали почти сейчас же после прибытия на станцию. Это было связано в том числе и с тем, что ворачиваться экипажу предстояло на корабле “Союз МС-24”, который был введен в эксплуатацию к МКС еще в сентябре 2023 года. Потому надо было переместить с 1-го корабля на другой личные ложементы астронавтов, их скафандры, профилактировать устройств герметизации крышек люков, зарядить от солнечных батарей нужные приборы, переместить возвращаемое оборудование, включая эталоны, приобретенные в итоге проведенных тестов на орбите. К тому же поменялся и состав экипажа: с Мариной Василевской и Олегом Новицким заместо американки Трейси Дайсон на Землю ворачивалась ее соотечественница Лорел О’Хара, находившаяся на МКС в долгой экспедиции. Гипотетически мягкое приземление Возвращение на Землю астронавтов проходит в несколько шагов. После того как экипаж перебежал с МКС на “Союз МС-24”, начался процесс закрытия люков, и около 7 утра 6 апреля корабль отчалил от станции. Приблизительно через 2,5 часа после расстыковки “Союз МС-24” включил движки для начала планового сведения с орбиты Земли. Движки оживились всего на 4,5 минутки: длительность их работы рассчитывается с очень высочайшей точность. Как молвят спецы, промах включения мотора корабля на замедление даже на секунду меняет точку посадки на 8 км. Почти сейчас же после посадки близко со спускаемым аппаратом приземлились вертолеты, спасатели открыли лючки. Поначалу из капсулы спускаемого аппарат они посодействовали выкарабкаться командиру Олегу Новицкому, потом – Лорел О’Харе. Последней покинула спускаемый аппарат Марина Василевская. Астронавтов перенесли и усадили на кресла, экипаж начали изучать докторы, определять пульс и давление. Здесь же у Марины Василевской в руках оказался флаг Беларуси. Броско, что Олег Новицкий был с белорусским флагом: его изображение красовалось на кепке астронавта, тогда как на рукаве скафандра была нашивка с флагом РФ. Сейчас же после посадки Глава Беларуси Александр Лукашенко поздравил экипаж с возвращением на Землю. Глава страны пригласил весь экипаж корабля и людей, осуществлявших подготовку к полету, в гости в Белоруссия. “Беларусь, спасибо за поддержку!” – произнесла Марина Василевская в первом интервью. “Желаю всем людям на Земле, чтобы они ценили и берегли все то, что мы имеем”, – выделила она. “Мы знали, что нас ждут на Земле, и это грело душу. Беларусь здесь, я очень рада. Можно было еще полетать пару неделек, но Земля ждет”, – добавила 1-ый астронавт Беларуси. Корреспонденты также находились в эпицентре всех событий, во всех деталях ведали и демонстрировали происходящее. Благодаря слаженной работе команды на ресурсе, в телеграмм и социальных сетях учреждения можно было в режиме реального времени вести наблюдение подготовку астронавтов, старт галлактического корабля, его стыковку с МКС и возвращение экипажа на Землю. При всем этом журналисты так же, как и вся страна, переживали и радовались за астронавтов. Как проговорил журналистам еще на предпосадочном брифинге подменяющий начальника аэрокосмической деятельности НАН Беларуси Ваня Буча, Марина Василевская на сто процентов выполнила свою галлактическую работу. “Я получал информацию и о мероприятиях всей программы полета. Все запланированное на космический полет, все эксперименты выполнены”, – проговорил он. О том, какие итоги дали эти исследования для Беларуси, и не только лишь для нее, мы узнаем уже в скором будущем.
Через тернии – к звездам и назад
Марине Василевской пришлось значительно поволноваться уже сначала ее галлактической одиссеи, но она никогда не подала виду: возможно, сыграли роль и ее нрав, и опыт прошлой работы в авиакомпании “Белавиа”, предполагающий готовность к хоть каким неожиданностям. Естественно же, экипаж, в состав которого входили также командующий Герой РФ и уроженец Беларуси Олег Новицкий и космонавт НАСА гражданка США Трейси Дайсон, тоже готовили к разным нештатным ситуациям. В том числе и к той, когда старт, запланированный на 21 марта, был отменен автоматикой практически за несколько секунд до запуска ракеты-носителя “Союз-2.1а”.
В конечном итоге старт пилотируемого транспортного корабля “Союз МС-25” эффективно состоялся в запасной денек 23 марта, но от этого путь до Интернациональной галлактической станции растянулся на двое суток: баллистические условия больше не позволяли провести стыковку по запланированной сначала сверхкороткой двухвитковой схеме, которая занимает 3,5 часа. Пришлось пользоваться классической двухсуточной схемой полета. Как говорят спецы, обычный путь к МКС хоть и долог, но надежен: на каждом шаге можно произвести корректировки, если что-то пойдет не так. Но для астронавтов это было довольно тяжелое испытание: корабли “Союз” при всех их плюсах имеют один значительный недочет – они тесноватые: на каждого из 3-х членов экипажа с учетом бытового отсека приходится всего по 1,2 кубометра свободного места. Дополнительно корабль всегда крутится, всегда проверяя на надежность вестибулярный аппарат астронавтов.
За длительное время до посадки начали подготавливаться к ней и на Земле: еще за 10 суток были уточнены подготовительные расчеты по траекториям спуска с учетом последних данных о текущей орбите МКС и черт пристыкованного корабля. Это обосновано тем, что массо-центровочные свойства аппарата изменяются, потому что вкупе с астронавтами на Землю ворачиваются полезные грузы со станции.
За некоторое количество дней к основному и запасному местам посадки выдвинулись поисково-спасательные группы, в состав которых вошли врачи и около 200 русских военнослужащих, но также вертолеты Ми-8, самолеты Ан-12 и Ан-26, наземная техника, в том числе поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 “Синяя птица”. Они заступили на воздушное и наземное дежурство поблизости населенных пт Жезказган и Аркалык в Казахстане для своевременного обнаружения спускаемого аппарата и обеспечения безопасности экипажа корабля “Союз МС-24”.
Примерно через тридцать минут движения корабля в сторону Земли случилось разделение “Союза МС-24”: спускаемый аппарат отделился от бытового и приборно-агрегатного отсеков. И почти сейчас же он оказался в плотных слоях атмосферы.
Войдя в атмосферу на высоте 100 км, спускаемый аппарат проходит через самый не простой и часто подлый шаг: вокруг него появляется газоразрядный шар с температурой в несколько тыщ градусов. От этого на пару мгновений на сто процентов пропадает связь с экипажем, который испытывает колоссальные перегрузки до 4G. И точно в это время автоматика, управляющая спуском, решает, может ли она обеспечить приземление спускаемого аппарата в точке с данными координатами. Если автоматика отключается, то спускаемый аппарат срывается в так именуемый неуправляемый ракетный спуск. Установить же, по какой линии движения движется аппарат, можно только после возобновления радиосвязи. В случае баллистического спуска посадка происходит в запасном районе, площадь которого сильно больше основного района приземления, следовательно, требуется и больше времени для обнаружения экипажа.
К счастью, в отличие от старта, на посадке автоматика не подвела: приземление спускаемого аппарата случилось штатно 6 апреля в 10.17 по минскому времени примерно в 150 км юго-восточнее городка Жезказган. Мягенькую посадку обеспечили главный парашют площадью в 1 тыс. кв.м, раскрывшийся на высоте нескольких км и сильно снизивший скорость спуска, но также особые движки, которые врубаются за несколько метров до приземления. Хотя, посадку можно именовать мягенькой только гипотетически. В данный миг астронавты никогда не говорят, потому что от удара о Землю, который по силе сравним со столкновением легкового автомашины с грузовиком, есть большая возможность прикусить для себя язык либо даже свихнуть челюсть.
“Люди, цените Землю!”
Одними из первых, кто кроме докторов и спасателей оказался близко с астронавтами, были белорусские журналисты. Некие из их даже оказывали экипажу посильную подмога. Естественно, представители СМИ стали первыми, кто пообщался с Мариной Василевской на Земле.
Следует добавить, что и для белорусских СМИ полет первого астронавта Беларуси стал сложнейшей миссией. Освещая настолько принципиальное для независящего страны событие, команда репортеров из основах масс-медиа была на самых важных точках: в Центре подготовки астронавтов в Звездном городе, ЦУПе, на Байконуре и даже в степи Казахстана при посадке, куда они добрались, даже невзирая на рекордный паводок, которого, по утверждению казахстанского фаворита Касыма-Жомарта Токаева, не было в этих местах больше 80 лет.
Галлактическая работа Зачинателем общенационального проекта подготовки первого белорусского астронавта стал Глава Александр Лукашенко. Мысль была поддержана Главой государства РФ Владимиром Путиным, который практически 2-ва года вспять отдал задание обеспечить подготовку и галлактический полет представителя Беларуси. Скоро стало ясно, что в космос наша страна первой вышлет даму. Весь процесс отбора претендентов и их подготовки проходил под личным контролем главы белорусского страны.
Назначенная в главный экипаж Марина Василевская не стала легко галлактическим туристом. На МКС она делала научную программку, разработанную Государственной академией вместе с “Роскосмосом” и Русской академией. Программка включала 7-мь тестов – 5-ь научно-исследовательских и 2-ва образовательных. Исследования проводились в области биологии, физиологии, независимого функционирования галлактических станций, дистанционного зондирования Земли с внедрением фото- и видеоспектральной аппаратуры белорусского производства, находящейся на МКС. Исследовались также лактоферрин и пробиотики, произведенные научными организациями НАН, для их следующего вероятного использования в разработке товаров питания для астронавтов.
Эдуард ПИВОВАР, .